Как отмечает РБК, цитируя данные исследования международной аудиторско-консалтинговой сети Grant Thornton, только 28% российских предпринимателей оптимистично смотрят на перспективы экономики страны в ближайший год.
Опрос был проведен в мае–июне текущего года в 121 российской компании разного уровня.
«Согласно его результатам, оптимизм выразили 28% руководителей компаний. Показатель ниже — только у Японии (17%). При этом Япония является антилидером рейтинга на протяжении нескольких лет», — отмечает телеканал «Дождь».
Пандемия резко подкосила оптимистические ожидания российских предпринимателей. До начала эпидемии коронавируса уровень оптимизма российского бизнеса был на 7 процентных пунктов выше и составлял около 35%.
К пессимистам в оценке перспектив бизнеса себя относят почти треть (30%) российских предпринимателей. По их доле в общей численности Россия занимает шестое место в мире.
Впрочем, в последние месяцы исследователи фиксируют некоторое оживление надежд руководителей компаний на улучшение ситуации. Так, в начале 2021 года показатель оптимизма российского бизнеса составлял только 21%, а год назад, в разгар коронавирусных локдаунов, — 17%.
Несмотря на заверения властей о разработке значимых мер поддержки бизнеса, сами предприниматели с утверждениями об их эффективности большей частью не согласны. И их опасения небеспочвенны на фоне введения QR-кодов, сокращения потребительской активности, роста числа банкротств физлиц и компаний, а также других экономических проявлений коронакризиса.
Лишь 40% опрошенных россиян ожидают в ближайшее время роста выручки, 12% — экспорта, 30% — занятости. И только 7% верят в возможность повышения зарплат с опережением инфляции. Это худшие показатели в мире.
Как указали авторы соцопроса, Россия оказалась в арьергарде по уровню оптимизма бизнеса во время пандемии: в других станах он растет гораздо быстрее, чем в России. Так, в Швеции этот показатель за год увеличился с 17 до 75%. Среди главных бизнес-оптимистов мира названы Китай, США, Индонезия, Ирландия, Швеция, Индия, Австралия и Великобритания.