Posted 3 июля 2021, 08:38
Published 3 июля 2021, 08:38
Modified 7 марта, 13:55
Updated 7 марта, 13:55
Сергей Алиханов
Александра Ирбе (Елена Лыхина) родилась в городе Кирове. Окончила Литературный институт имени А. М. Горького (семинар Игоря Волгина).
Изданы стихотворные сборники: «А сны мои — птицы…», «Другое время», «Прощание», «Излом», «Горячий аккорд», «Верни мое время», «Под искрами дней».
Творчество отмечено премиями: «Стихотворение года» («Литературная учёба»), «Вся королевская рать» («Союз писателей XXI век»), «Золотая пчела», Грушинского фестиваля в номинации «Поэзия», дипломант конкурсов «Словенское поле» и «Чем жива душа».
Автор и ведущая литературных маршрутов по Москве: «Шестидесятники. Громкие лирики», «Диалог двух гениев. Бунин и Чехов в Москве», литературных экскурсий «Новодевичье», «Москва Серебряного века». Автор и соведущая концерта «Стихи на воде», проекта «Тайны городов» — совместно с телеканалом ТВ-3.
Член Союза Писателей России.
Просодии Александры Ирбе свойственна искренность чувств и эмоций, её внутренние порывы несут свежесть душевных переживаний. Поэтическая непосредственность увлекает за собой читателя. Естественность чувств, связь человека и природы, все радости и смятения невольно разделяешь с поэтессой. Сильнейшие ассоциативные связи затрагивают глубинные струны души, и в авторской строфике остаются в памяти.
Читая стихи Ирбе, иногда кажется, что заново открываешь для себя и красоту, и ценность человеческого бытования.
В творчестве Александры Ирбе поэтическая речь всегда открыта, раскрепощена. Поэтессе свойственна высокая свобода самовыражения, и её лирика пленительна, и трогательна:
Развесили повсюду полотенца,
наладили свой быт и свой уклад.
И век, и папа — точно два младенца,
на нас глазами светлыми глядят...
Наивными глядят они глазами:
и век, и папа. Страшно мне за них.
И жалко мне, что так светло, как сами,
не научили жить детей своих...
«Родом из Вятки, где свои порядки» — Александра Ирбе в своем творчестве отражает историю и города, и края. Порой, читая ее стихи, мне кажется, что и её литературный псевдоним отдаленно звучит и повторяет имя известнейшего вятского ссыльного архитектора и художника Александра Витберга, крестника Императора Александра Первого.
По свидетельству Александра Герцена, который тоже отбывал ссылку в Вятке, — архитектор Витберг попал в ссылку совершенно безвинно. Подрядчики, как бы сейчас сказали, «перевели на него стрелки», и украли миллионы золотых рублей, выделенных Императором Александром на постройку Храма Христа Спасителя на Воробьевых горах.
Уже при коммунистах был взорван и шедевр, построенный архитектором Витбергом в Вятке, —Александро-Невский Собор.
И остаются только стихи Александры Ирбе:
Не сумею уже возвратиться
в город мой, быстротечный и ленный*,
где событием кажутся птицы,
что сидят на обшарпанных стенах
белой церкви,
где тихая речка
огибает колдобины парка,
и не встретишь ты здесь человечка,
чтоб тебе его стало не жалко.
Человечек смешной, неуклюжий...
смотрит в землю
и бродит в потемках,
и не важно — по листьям, по лужам,
свой пиджак предварительно скомкав…
Все о чем-то молчит — рассуждает.
Да, мечтал... Но теперь не мечтает.
В этом городе тянет ко сну
ранним утром саму тишину.
*«ленный» — потерявший маховые крылья при линьке. Но все-таки будем верить и надеяться, что древняя Вятка снова отрастит свои перья, и город взлетит...
О творчестве поэтессы вышло много статей:
Терентий Травник — поэт, философ написал: «...книга стихов Саши Ирбе — лирическая графика нескольких лет жизни с большим количеством событий, душевных и духовных открытий, переживаний… поэтический акцент смещен на цельное, на переход от меры к безмерности, а само книжное пространство, выйдя за рамки среды обитания ее лирической героини, становится территорией ее же осмысленности; романтика более не чувство, но всеобъемлющая одушевленность.
Былая двухмерность... вышла за рамки конфликта между добром и злом, внутренним и внешним мирами и переросла в одушевленную полиметрию, где во главу угла поставлена любовь… стихи, написанные за несколько лет, что позволяет видеть, как выросла и возмужала душа за эти годы. Ушла исповедальность, присущая раннему творчеству, преобразился голос женской души, и на передний план вышли опыт, знание и понимание жизни...
… из обычной бытовой ситуации вырастает целый поэтический мир — удивительная, пронзительно жизненная философия с заключительным точным попаданием слова в цель…
Саша Ирбе — один из тех словопроходцев, кто обладает удивительным и одновременно узнаваемым проникновением естественного в многомерность человеческой души. Ее лирический почерк, выходя-выпархивая за рамки традиционного, не нарушает основной природы бытия. Ее строфа — не эксперимент и не вызов, а скорее, полихроматизм чувств, стремление выставить правильный диагноз, дать верное название происходящему вокруг и предложить выход...».
Эмиль Сокольский — критик и литературовед поделился: «… в стихах Саши Ирбе реальность внешней повседневности, как правило, сменяется реальностью внутреннего зрения, внутреннего видения. И радость, и томление духа у неё становятся истинной реальностью лишь тогда, когда перекладываются в стихотворные строки, — будто и случаются эти радости томления лишь для того, чтобы дать повод для рождения новых стихов. …поэзия ощущения, для неё не просто значительная часть жизни, но — вся жизнь целиком. …литературная речь у Ирбе сочетается с простодушно-просторечивой…
Стихи Ирбе — это одиночество, которому, кажется, нет и не может быть конца, это внутренняя неприкаянность, невозможность прочных семейных отношений, необжитость домашнего пространства, глухое непонимание со стороны тех, кого хотелось бы воспринимать как близких, это город, в котором автор себя чувствует чужой всему, и это — преданность самому важному — писать и писать; пожалуй, все перечисленное выше, кажется, только тому и способствует...
...стихи очень женские; в них болит невозможность подняться над силой внешних обстоятельств — когда остается лишь подчиниться им, покориться темным силам, ценой немалых трудов сохраняя себя в себе. Пожалуй, автор недопустимо часто выходит за рамки строгих правил в стилистические вольности, упорно тяготея к предельно возможному опрощению речи, что иногда удивляет и подчас смущает… возможно, здесь мы имеем дело с художественным методом, усиливающим подлинность высказываемых чувств...».
Игорь Волгин — поэт, литературовед определил: «Поэтическое пространство Саши Ирбе располагается как бы в двух измерениях. В одном кот, который гуляет по крышам и хищной мордой в столовые лазит котлы, в другом некое таинственной существо, идол, вносимый в гробницу фараона, древний прообраз нынешнего обыденного кота. В мытой посуде, принадлежащей, разумеется, посюсторонней реальности, отражаются звезды, которых больше в мире не осталось. Эта постоянно присутствующая в стихах Саши Ирбе двумерность придает им физическую узнаваемость и метафизический объем. Пастернаковское «О детство, ковш душевной глуби» как бы просвечивает сквозь эту поэтику, внутренне ориентированную на ценности непреходящие, безусловные, вечные.
Притяжение к дому, к месту, к родному пепелищу, столь естественное для отечественной поэзии, трансформируется у Саши Ирбе в предельно простую формулу к отцу или маме. Конечно, много еще наивного, сентиментального… Но неотвратимо приближается звук и, подчиняясь ему, читатель не может не поверить поэту...».
Александра Ирбе вдохновенно представляет сборник стихов в «Московском Доме Книги» на Новом Арбате — видео:
Самые проникновенные отзывы от читателей под никнеймами: «Состояние зависимости от стихов, слияние поэзии и души очень убедительно и ярко отображено в Ваших стихах», «О, чудо, как здорово!», «Очень нравится ваш поэтический голос, неожиданные слова рождают неожиданные мысли — дано вам это», «Хорошие у вас стихи. Читателям они в радость!».
И нашим читателям прекрасные стихи в радость:
* * *
Чужих людей не бывает!
Не бывает чужих детей!
И бед чужих не бывает,
и даже чужих затей.
Чужих людей не бывает.
Бывают чужие шапки,
дачи или перчатки,
чуждые города.
Чужих детей не бывает —
слышите? — никогда.
Мира коснувшись нашего,
к сердцу спешат они.
Сердца не бойтесь вашего,
боли его, любви!..
Не спешите другого
поранить стужей
взглядов или речей
(всем нам когда-нибудь
будет хуже
в бездне земных ночей).
Дайте руку ему —
и взойдут в его сердце цветы
и порадуют небо
пестрыми лепестками.
И будем жить в мире
из света и доброты.
Не надо держать
хорошее под замками.
Не бывает на свете чужих людей!
И чужих детей — вы слышите? — не бывает.
Не бывает на свете плохих людей —
бывают лишь те, о ком забывают.
* * *
Вот и держится вся эта жизнь
за пустой уголек,
за простой огонек,
беспокойный, счастливый, далекий,
за какой-то обещанный в прошлом
и светлый денек
и за луг у реки, весь в проталинах
рыжей осоки.
Луг, где можно, уткнувшись лицом,
на траве полежать
и к земле прикоснуться, прижаться
сухими губами.
И не хочется больше уже
никуда уезжать.
Если только домой — прямо в детство,
к отцу или к маме.
* * *
Ты знаешь: я хочу с тобой дружить,
бродить ночами, ветки задевая.
Хочу тобой, как светом, дорожить,
как цветом нескончаемого мая.
Во избежанье и обид, и слёз
смотреть в глаза, как в самый первый вечер.
И верить в сказку детскую всерьёз,
что мир Любви — он и красив, и вечен.
* * *
Одна мечта, один беспечный взлёт —
и губы, воцаренные губами,
расскажут, как табун коней идёт
по пастбищу,
как полон мотыльками
весенний воздух... Единенье рук
и тишины полночное звучанье.
Ты крепко спишь, мой самый нежный друг,
и воцарилось в комнате молчанье.
А мне теперь так хочется сказать,
но не словами, а движеньем, взглядом,
где есть любовь — там холода нельзя,
где счастье есть — там грубости не надо.
Когда ж вся ночь опустится на «нет»,
перешибая и мосты, и сроки,
пусть за меня расскажут эти строки,
что до тебя, за много-много лет,
моя душа не верила
в рассвет.
* * *
Не расставанье и не встреча —
а увяданье и покой.
Какой простой и странный вечер!
Уже когда-то был такой.
Какое легкое молчанье
и разговоры ни о чем!
Меня тобою примечанье:
рукой касание… плечом…
Мое тобою удивленье!
C десяток рук чужих
и глаз
вокруг устроили круженье —
сближенье нас.
Какой простой и странный вечер!
Уже когда-то был такой.
Единственно — мне стало легче
с тобой сродниться,
как с тоской.
Теперь чудес не замечаю.
Зачем мне в мире чудеса?
Ты не смотри, что я скучаю,
что я — не та.
Что от твоей невольной власти
стремглав теперь не полечу.
Я знаю, в ней не будет счастья!
Я не хочу.
Какой простой и странный вечер.
Уже когда-то был такой.
Твоя рука мне давит плечи,
как шар земной!
Вятке
Не сумею уже возвратиться
в город мой, быстротечный и ленный,
где событием кажутся птицы,
что сидят на обшарпанных стенах
белой церкви,
где тихая речка
огибает колдобины парка,
и не встретишь ты здесь человечка,
чтоб тебе его стало не жалко.
Человечек смешной, неуклюжий...
смотрит в землю
и бродит в потемках,
и не важно — по листьям, по лужам,
свой пиджак предварительно скомкав.
Бесконечные сумки, пакеты,
по карманам — бумажки, манишки.
Он живет, будто не было лета,
будто вышел из чеховской книжки.
Все о чем-то молчит — рассуждает.
Да, мечтал... Но теперь не мечтает.
В этом городе тянет ко сну
ранним утром саму тишину.
***
Приду на Патриаршие,
в руках блокнот крутя.
Начну стихи вынашивать,
как бледное дитя.
Потом пущу их ножками
по гулкой мостовой
гулять с детьми и кошками
вдоль глади вековой.
Приехал поезд
Еще вчера в Москву приехал поезд,
и в нем мой самый близкий человек —
мой папа. Я с ним заново знакомлюсь.
А вместе с ним приехал прежний век.
И век, и папа достают котомки,
Соленую капустку, пироги…
В наш странный мир, нечаянный и ломкий,
они зашли, как ломкости враги.
Развесили повсюду полотенца,
наладили свой быт и свой уклад.
И век, и папа — точно два младенца,
на нас глазами светлыми глядят.
В звучащее с экрана верят слово,
в какую-то там силу доброты
и в человека честного, простого,
пускай вокруг лишь снобы и скоты.
И век, и папа искренне мечтают
вернуться в детство, весь изъездить мир.
И, верите, они не замечают,
что время их изношено до дыр.
Что никуда уже и не поедут,
не скроются от бренной суеты.
И слава Богу — мир им не поведал,
что детские не сбудутся мечты.
Наивными глядят они глазами:
и век, и папа. Страшно мне за них.
И жалко мне, что так светло, как сами,
не научили жить детей своих.
Бабушке с голубями
Зачем у церкви кормишь голубей
десятки дней, а может сотни дней,
их стадо темноликое считая?
Как будто ты перед вратами рая
стоишь среди стенаний и теней.
Век двадцать первый… Но таков ли век,
когда ничто кругом не изменилось?..
Затон машин?.. То конница ютилась.
И так же гордо смотрит человек,
что на посту у серого столба
(сейчас — метро, тогда — у въезда в город).
И тот же души прошибает холод,
и та же с неба плещется вода.
Я знаю: с голубями говорить
куда верней, чем с сотнями прохожих.
Мне от тебя, на время не похожей,
еще вернее хочется разбить
тот мир, где все вполсилы, все — не то:
вполоборота, вполуправду, что ли!
Давай сегодня сменим наши роли:
я буду с голубями, ты — в манто
пойдешь домой,
улыбку нацепив,
спокойный тон,
возьмешь вино на ужин.
Есть голуби, они над миром кружат.
Есть дом, в котором ждет тебя никто.
Давясь тоской и времени дичась,
спешу к себе — в тебя гляжу устало.
У церкви ли, в дому — различий мало:
единая у всех на свете связь.
Чем дальше в годы — тем сильней тоска,
тем проще ощущение от бездны,
куда исчезли горы и века,
исчезнешь ты, а после — я исчезну.
Бродяга
Он ночью молчал, все сильней утопая в песок,
а море гремело, как будто желало укрыть.
И тучи неслись — будто стаи китов — на восток.
И было неясно, зачем еще надобно жить.
Но вскоре прибилась собака, прижалась под бок,
и точно такой же бродяга сказал: «Закури!»
И он закурил, хоть ему и казалось: не мог.
И стало вдруг ясно, зачем еще надобно жить.
А море шумело… И рядом, присев на песок,
бродяга вдруг вспомнил: «А я, ты представишь, забыл,
как это — по дому идти и не выпачкать ног,
как в ванной лежать… А ты дома когда еще был?»
И вместе решили по миру теперь кочевать…
А море шумело… И стали налаживать быт.
Из досок, забытых в порту, сколотили кровать
и полог над ней из фанеры сумели разбить.
Я слушала море… А слышала их голоса.
А рядом машины гремели по скатам дорог.
В них ехали люди, свои охраняя сердца
от горя, печалей и дюже ненужных тревог.
Но вот в чем загадка: я знаю, не каждый бы смог
из них свой последний огарок чужим предложить,
еще — утверждать, уносясь по изгибам дорог,
что он не один… и зачем еще надобно жить.
* * *
А его ведь тоже любила мама
и если жива, то, как прежде, любит.
А он сидит на асфальте —
больной, упрямый, —
и его избегают люди.
В его сумке дыра,
и торчат по бокам карманы,
как неловкие швы,
что скрывают открытые раны.
А он как был,
так и остался ребенком,
брошенным в поле жизни
большим котенком.
И ему непонятно,
за что его гонят из стаи,
ему неприятно,
что все от него устали.
А он сидит на асфальте,
больной, упрямый.
И если жива,
его все еще любит мама.
***
Ты мне звонишь, когда я крепко сплю,
когда мне от покоя беспокойно,
когда твое привычное «люблю»
не радостно мне делает, а больно.
Такая ночь, что перекочевать
через пространство (горы или степи…);
и мне уже не надо целовать
твои глаза в жемчужном, лунном свете.
«Как ты живешь?» — Мне странен твой вопрос
лишь тем, что глуп и слишком однозначен.
Ни слов моих, ни радостей, ни слез
не слышишь больше… Ты другим охвачен.
И мне подругой сделалась луна,
громадная, до умопомраченья...
Ты мне звонишь, тревожа топи сна.
Ты мне звонишь, но нет тебе прощенья.
Не правда, что ушедшие на час,
всего на миг забывшие — бывают.
Уходят те, кто меньше любят нас,
кто к нам — едва заметно — остывают.
***
А любовь — это, знаешь, не только смотреть в облака,
вместе чай разливать и на кухне готовить картошку —
это общие горы и реки, пространства, века,
общий замок и скит… А случится такое — сторожка.
Я не буду винить… И прости, но бессильны слова.
Не единое ложе, не общее время влеченья —
есть любовь... Это общий апрель, и цветы, и трава,
это общее солнце, а — если случится — затменье.
Я не буду винить... Но давно не поют соловьи...
Слишком много дорог, что разводят нас вдруг, в одночасье.
Слишком много разлук, и, увы, слишком мало любви,
что равняется слову простому, привычному — «счастье».
Или вовсе останься... А если на миг — уходи…
Слишком суетна жизнь… В ней и так все и хрупко, и тленно.
Я желаю жить тем, что равняется свету в груди,
и не бытом, и тленом, а в сердцем творимой вселенной.
ВДНХ
О это детское: «Хочу!»
О это мамино: «Возможно».
И это папино: «Молчу…» —
чтоб не спугнуть неосторожно
желанье светлого дитя,
его стремление к владенью.
А дети многого хотят:
взлететь на круге обозренья
в кабинке чудной к небесам
и впасть в их светлые объятья,
еще конструктор «Сделай сам»
и с розовой манишкой платье.
Монетку — чтоб кидать в фонтан;
звезду, что там, на небосводе,
чтобы вверять ее устам
мечты о куклах, о погоде.
И я сегодня не шучу:
я снова — то дитя хотенья!
Хочу — молчу, хочу — кричу,
смотрю на пестрое движенье
из самокатов, досок, пар
влюбленных, праздных и счастливых.
Воздушный змей, воздушный шар
вокруг летят неторопливо.
И бросив денежку в фонтан,
ее спрошу, что дальше будет.
Фигуры встали в караван
на радужном фонтанном блюде.
И веет золотом зари
их бесконечное круженье.
И снова хочется любви
и снова — в детство возвращенья.
И снова хочется бежать
среди нарядных белых башен,
смеясь, играя и кружа.
И снова этот мир не страшен.
МАШЕ
Бывают люди, в ком душевный свет
неугомонен и невероятен.
И в них — как жизнь ни бей —
а злости нет;
нет грусти, лжи и прочих гнусных пятен.
Вот и подруга светлая моя
(тринадцать лет, как мы уже подруги),
обид, не вспоминая даже дня,
спешит ко мне — протягивает руки.
Не больно ей — а больно мне сейчас:
что б раньше в жизни ни происходило,
со мной в такой оказывалась час,
когда и жить, и думать больно было.
Всегда, как мама, встретит и простит
и, как сестра, утешит и услышит.
(Закат над серой комнатой висит
и небо алым светом солнца дышит.)
Не спросит Маша: что же я была
так далека, когда и ей случалось
печальной быть, и сущий бред несла,
когда ее валила с ног усталость.
Спасибо, Маша, среди всех дорог,
бегущих по намеченному кругу,
тебя, я знаю, посылает Бог,
твоей свою протягивая руку.
Другие удивляются, язвя:
— Где для улыбки ты находишь силы?!
— Не улыбаться — это грех, нельзя,
раз жизнь волшебной дружбой одарила.
ДАВНЕМУ ДРУГУ
Не уходи!.. Давай заварим чай!
(Любовь не к месту и стихи не в силу.)
Ты обо мне скучаешь?! Не скучай!
Я раздала все вещи, что носила,
все книги, что читала той зимой.
Нет ни одной из книг теперь на полке.
Я не грущу!.. Но я хочу домой,
забыв про все предательства и толки.
Хочу к себе... Но в прежнюю себя…
Хочу к тебе... Но к прежнему... (Некстати
уже любить, сто раз перелюбя.)
И прежних дней!.. И прежних тех объятий!..
Ты больше не приедешь невзначай!
Твоя семья, твои дела, заботы...
Ты счастлив?.. Нет?.. Молчи!.. Не отвечай!..
Все будет так, как надобно!.. Чего ты?!
***
Мне хочется с тобой поговорить.
(И не беда, что не случилось счастья!)
А сердце, вспомнив, все еще болит.
Вернее даже — рушится на части.
Прижавшись к чуть забытому плечу,
смотреть в окно, в глазах искать ответа…
Ты пишешь мне, а я в ответ молчу,
но знал бы ты, как мне не просто это.
Ты пишешь мне, а я тебе в ответ
лишь о делах... (Душевное увечье!..)
Ты пишешь мне и зажигаешь свет
в моей душе в обычный, тусклый вечер.
***
В Москве — дожди... И больше нет просвета.
Сиденье дома… Чайник с кипятком.
От нас с тобой умчалось наше лето,
хлестнув по двери острым каблуком.
Собранье ос и лютиков собранье,
и пахнущий навозом сенокос —
все это скрылось в сумрачном тумане
с небес летящих и холодных слез.
Куда от нас умчалось наше лето?!.
Природа воет... Заводи воды.
Июль лютует грозным воем ветра
и скорым ощущением беды.
Июль в Москве... Затворницей столичной
живу... Иных не ведаю преград.
А что о личном?.. Что сказать о личном?!
Повсюду дождь... Никто не виноват!
Запах хлеба
Как лазурью залитое небо,
как планета из радужных чувств —
терпкий запах горячего хлеба,
мягкий хлеба горячего вкус.
Он ворвался, как будто из детства,
магазин... возле дома... Вчера
заглянула… — и некуда деться:
полетела к нему, поплыла.
…Я — тогда приезжавшая в школу
интернатскую (в старом селе
дом бревенчатый), рысью веселой
рядом с мамой неслась по земле.
Этот запах!.. Божественный запах!..
Автостанция!.. Хлебозавод!..
Захотелось поверить (не плакать)
в то, что время не мчится вперед.
...Запах хлеба — пространство покоя!..
Восемь тридцать!.. Лечу до звонка!..
Одноклассники — Катя и Коля!..
Запах хлеба!.. Окно!.. Облака!..
Часто наша уборщица, Анна
(в ночь — работница хлебных цехов)
нам батон приносила румяный,
паром пышущий с разных боков.
А на праздник, бывало, ватрушки:
с пылу, с жару, едва из печи.
…Мы любили от хлеба краюшки
приберечь, чтобы после, в ночи,
за житейским, простым разговором
(дом у многих был нищ и далек)
обсудить и ватрушки, и школу,
и промчавшийся в жизни денек.
…Я купила!.. Подобного хлеба
и не скажешь, который уж год
не встречала; и вспомнились небо,
автостанция, хлебозавод!
Запах хлеба — божественный запах,
прямо в детство меня проведи!..
Запах хлеба и горек, и сладок,
птицей радости бьется в груди!..
Сразу вспомнилось: плакать не стоит
о печалях пути своего!
Настоящее счастье — простое!
Нужно только поверить в него!
***
Такая осень, что слепит глаза,
что вся печаль растопится на сердце,
а в небесах такая бирюза,
в которой сердцем хочется согреться.
Летать не можем — хочется лететь...
Листва, как солнца летнего сиянье.
Упасть в листву... И от восторга петь!
Какое тут природы увяданье?!
Все буйство красок, все тепло лучей!
И в жизни человека так бывает:
среди земных скитаний и ночей,
почти к зиме — а лето проступает.
***
Облетает с деревьев листва.
Облетают вчерашние мысли.
Ты не прав, или я не права,
или неба бездонные выси?
Все решает злодейка-зима!..
Но ведь в том-то, мой милый, и дело,
чтоб не просто листва облетела,
а чтоб новая в мире жила.
Отрекаясь от ссор и обид
и от пашен твоих отлетая
(не смотри, что печален мой вид),
я не плачу — я жизнь обретаю.
БЕЗМОЛВИЕ
1
— Что ты грустишь?
— Ты знаешь: жизнь проходит!
— А что молчишь?
— А я всегда молчу!
— Зачем грустишь?! Ведь всё нормально вроде?!
— Ты знаешь: я «нормально» не хочу.
Пускай мне говорят, что слишком много
прошу от жизни («береги, что есть»),
но мне моя лишь радостна дорога,
а к ней преград считать — не перечесть.
— Ты не грусти!.. Живи как можно проще!..
— Я не грущу! — В кино с тобой пойдём?
— Кино мне с детства нравится не очень,
а в парк я не люблю ходить вдвоем.
— Куда ты хочешь? — В те чудные страны,
которые мне виделись вдали.
Болит душа... Ее сплошные раны
излечишь только пламенем любви.
— Так в чём же соль? — Она любви не верит:
не раз, не два, не десять обожглась.
— Нельзя «сегодня» прошлой жизнью мерить!
Легко сказать, что жизнь не удалась!
Легко пропасть в чаду воспоминаний.
Сильнее будь, прошу: сильнее будь!
— Я знаю, но, увы, от этих знаний
ни горячо, ни холодно ничуть.
— Но ты звони! — Быть может! — Что быть может?
— Я разговоров лишних не люблю! — Я ухожу!
— Да, уходи!.. И что же?! Хорошего пути! — Благодарю!
2
Ты мне чужой, и я тебе чужая.
Мы проживаем в комнате одной.
Ты говоришь: «Я завтра уезжаю!»
И фраза совпадает с тишиной.
Причины нет укладывать котомки:
нельзя уже разбитое разбить,
забытое — испачкать и искомкать,
и будто белы простыни стелить.
Обиды нет — есть только отреченье.
И пропасть нам теперь не перейти.
И в страшный час ты не просил прощенья
за то, что стали розными пути.
Уныл наш дом... И мы с тобой чужие.
И все мрачней меж нами немота.
Живем — как жили, дружим — как дружили.
И ты — не тот... И я — уже не та.
3
Все, что грело, то умерло,
что играло — ушло.
В нашем доме лишь сумерки.
И дышать тяжело.
В нашем доме без устали —
бродят тени обид.
Ты бросаешься чувствами.
Не бросайся! Болит!..
Ты бросаешься чувствами,
не приметив черты,
когда стали искусственны
дом, и чувства, и ты.
4
Просто погладить тело;
сложно — погладить душу.
Я рассказать хотела —
ты не желаешь слушать!
— Я — не осел, не лошадь.
Если погладить холку,
не становлюсь хорошей —
но лишь чужой и колкой.
Ты удивлен (не скроешь):
— Разве мы вместе мало?!
— Как два стола всего лишь,
вешалки, одеяла...
Ночью шепчу несмело:
— Хочется пониманья!..
И не к груди, не к телу —
больше к душе вниманья!
— Вот и поговорили!..
Может быть, вместе ляжем?!
— Я промолчу!.. Забыли!..
Нет дальше смысла даже!
— Выйду, пройдусь… — Напрасно!
Снова ты спать не хочешь?
— Ноет душа — не гаснет!
— Что же!.. Прекрасной ночи!
ЛИСТКИ КОРОНАВИРУСА
АПРЕЛЬ 2020
1
По мотивам романа А. Камю «Чума»
В здоровом теле полумертвый дух?!
Дух, позабывший зрение и слух?!
В такие дни случается чума!..
В такие дни случается война!..
Для жизни недостаточно ума:
порой природа действует сама.
Природа нам кричит из века в век:
«Куда пошел?! Знай место, человек!»
2
Лежит в реанимации душа
и дух в реанимации лежит —
а телу стало боязно дышать,
а телу очень сложно стало жить.
В усталом теле полумертвый дух.
Дух, потерявший зрение и слух.
А где-то — на просторных небесах —
все взвешивают что-то на весах.
3. Дорогой к дому
В метро не садят и в такси не возят,
кто пропуск не умеет оформлять.
Такие по Москве сегодня ходют.
И мне — признаться — хочется гулять.
Пешочком от вокзала и до дому.
Подумаешь: всего-то жизни час!..
Мне эти переулочки знакомы,
и площади я видела не раз.
Мой город спит!.. В режиме изоляций
живут мои достойные друзья!
На наш вокзал — старинный, Ленинградский —
никто встречать не явится меня.
И улицы осиротимей стали.
И здания — как зубья встали в ряд.
Мои друзья приникли, заскучали
но по домам отчаянно сидят.
Коронавирус — странная эпоха.
А я бреду—шагаю по Москве.
Бреду домой!.. Мне хорошо!.. Мне плохо!..
Но главное — почти не страшно мне.
Но суть не в том!.. А все ж не узнается
любимая, широкая Москва!..
В такое время вдумчивей живется
и новые рождаются слова.
Друзья, не знаю, что там дальше будет.
Здоровья нам, терпимости, чудес!..
И все же мы не роботы — а люди:
нам нужен свежий воздух, пруд и лес.
Родных и близких руки не с экрана,
а чтобы их почувствовать, пожать.
Любимых губы, как это ни странно, --
чтоб их живьем — (не в скайпе) целовать.
Представим, будто это подготовка,
экзамен жизни!.. Посидим слегка!..
Дошла до дому!.. В строчках — остановка!..
Договорим, родимые, пока!
***
Живу теперь бездельницей
в остатках сказки-дня.
Самой давно не верится
в путевую меня.
Промчались годы искрами,
как не было… Покой…
Не новая, не быстрая —
я сделалась рекой,
ногоручейной, маленькой,
укрывшейся в лесу.
Когда гремят проталины,
я радости несу.
Когда же дни лучистые,
питаю корни древ;
с лягушками и птицами
болтаю нараспев.
И только редкий, пристальный,
бродящий по лесам,
художник скажет: «Истинно!..
Я так живу и сам…»
Легко земли касается
та самая река.
А сказка не кончается,
течет, журчит слегка.
ДЕТОЧКА
Ты не плачь понапрасну, деточка!
Жизнь у мамы и так не мёд.
С мандаринами, с луком сеточки
на прилавок она кладет,
чтоб другие за ним не видели,
как в коляске, в углу лежишь,
чтоб хозяйке потом не выдали,
что у мамы твоей малыш.
А девать ей тебя и некуда:
полон грубых соседей дом.
С нищетой расправляясь, с бедами,
не увозит тебя в детдом.
По утрам расставляет ящики:
дыни, персики, виноград,.. —
у камазов своих курящие
мужики на нее глядят.
А недавно еще красавицей
в классе мама твоя слыла.
Самым лучшим мальчишкам нравилась.
Как ромашки в саду цвела.
Поредели кудряшки рыжие,
бороздами покрылся лоб,
губы солнцем да ветром выжжены,
и в глазах притаился лед.
Говорят ей: — Шустрее, девушка!..
— Мне бананов, да не гнилых!..
— ...И не вздумай меня обвешивать!..
— Груши местные?.. Из своих?..
— Штучек пять огурцов, красавица!..
Телефончик не назовёшь?
Плов тебе по-аджарски нравится?
А вино ты какое пьешь?
Люди смотрят на фрукты, овощи;
каждый вдаль по делам спешит.
Не взывая к другим о помощи,
за прилавком малыш лежит,
мандаринов вдыхает запахи,
меда, луковой кожуры.
А ему бы, казалось, плакать бы!
Да не плачется до поры!
Как проснётся — лежит, играется
и далек от земных забот.
Маме светятся, улыбаются
и глазенки его, и рот.
Нынче мама уж не красавица,
для него же — прекрасней всех!
И ему до восторгов нравятся
и прическа ее, и смех.
Каждый вечер она попойками
горе лечит свое в груди.
И по жизни она нестойкая;
жутко думать, что впереди.
Не поймет лишь ребенок маленький,
что же маму печалит так.
Он здоровый, веселый, славненький
и достойный ее чудак.
Им вдвоем и тепло, и весело!
Разве ж мало его любви?!
Что ж ты, маменька, нос повесила?!
Веселее в миру живи!
Спи спокойно и сладко, маленький!
Выпал маме нелегкий путь!
Может быть, когда станет старенькой,
дашь ты маменьке отдохнуть.
ЧУДО
У нее глаза в печали,
сумки две по двум бокам.
Она плакала ночами,
тосковала по рукам,
по губам чужим, ненужным...
Дело было к сорока.
И никто не стал ей мужем
и любимым на века.
На трамвайной остановке
вышло чудо — вышел Он!
Посмотрел... вздохнул неловко:
— Я, признаться, удивлен:
как же вы поклажи эти
сами можете таскать?!
— Надо жить на белом свете!
Счастье нечего искать!
Он схватил ее котомки,
до порога проводил,
приобняв, сказал негромко:
— Знайте, я бы вас любил!
— Разве вы одни на свете?
— Да!.. Представьте!.. Я один!
— А жена была?.. А дети?..
— Раньше не было причин!
Улыбнулись, посмеялись!
Вместе весело живут,
и ни разу не ругались,
и вина они не пьют.
И работают исправно,
а еще (важней всего)
он — её любимый главный,
она — милая его.
И семью они создали —
не испортить, не разбить.
Они так друг друга ждали,
что лишь вместе смогут быть.
РОЯЛЬ
Ты мне напоминаешь тот рояль,
что век стоял в особняке старинном.
И люстры серебрящийся хрусталь
в нем отражался силуэтом длинным.
И знали все, что был рояль хорош:
на нем играл сам Рихтер, забегая
в старинный дом, то трели птиц, то дождь,
то солнца луч из клавиш извлекая,
то громы волн, что бьются о причал,
то звезды, что горят в ночи глубокой.
Без Рихтера рояль не нужен стал,
стоял в углу угрюмый, одинокий,
классический украсив интерьер.
Но время шло — и многие забыли
его волшебный голос, чудный тембр;
потом рояль вещами завалили,
настройщика призвали... и потом,
усвоив, что ремонт теперь дороже,
чем новое... Я говорю о том,
что сам собой рояль играть не может,
без мастера!.. Роялю и тебе
умелых рук, а — главное — удачи!
Так важно, чтобы был в твоей судьбе
тот, для кого ты слишком много значишь!
Кто не спешит скорей тебя сломить,
с тобой беда — свои захлопнуть двери, —
вот для таких людей и надо жить,
вот для таких людей и надо верить
в недремлющие силы доброты,
и в музыки восторг и колыханье,
И в то, что в этом мире важен ты:
ТВОЕ движенье и ТВОЕ звучанье!
Венеция зимой
Венеция в тумане и в дыму;
гремят гондолы; щурятся от ветра
влюбленные, проглатывая тьму,
входя то в ночь, то в рыхлый отблеск света;
и лавки недозрелого вина,
и рестораны, рыбами пропахши,
плывут на них, как легкий отплеск сна.
…А по каналам лавочник уставший
гребет на лодке... Может быть, домой,
от бренных дел чтоб отдохнуть немного.
…О дикая Венеция зимой —
как дивный сон за пазухой у Бога!
Молчит Сан Марко в полутьме зимы,
но перед ним на площади движенье;
и форумы в туман погружены;
луна вершит по небу приближенье.
Под ней спешат влюбленные в ночи
из нынешнего века — в век минувший.
Остановились!.. Кажется, послушать.
Где остров мертвых — оживают души,
а по каналам прошлое стучит!
И тени пробираются в туман,
а над Сан Марко будто мчатся кони!
Они уже видны как на ладони;
но только все, что видимо, обман!
Влюбленные к приюту своему
спешат вдвоем, кольцо из рук сжимая.
Венеция зимой как не живая,
но так жива, проглатывая мглу.
***
Давай с тобой под зиму снимем дачу,
на даче той поселимся вдвоем,
чтоб что-то в жизни сделалось иначе,
и самовар пузатый заведём.
Камин поставим и проложим быстро
лыжню в тот лес, что наг и опустел,
где треск сучка звучит, как в небе выстрел,
а снег, как в детстве, и душист, и бел.
Весна придет — появятся соседи
и будет мир спокойствия разбит.
И вот тогда мы точно с дачи съедем
в свой шумный город, в свой столичный быт.
МУЗЫКА
Какая мощь у этих звуков странных,
у этих правил ритма и игры
на флейте, скрипке или фортепьяно,
гармонией слагающих миры.
Как бесполезно!.. Ни любви, ни хлеба!..
Но в каждом поколении опять
стремятся дети, чтобы исполнить небо,
Бетховена и Баха изучать.
И каждый вечер с делом бесполезным
родители, как прежде, начеку —
неволят чадо, чтоб читал диезы,
бемоли… через нотную строку
чтоб мчался в мир гармонии прекрасной.
И звуки по квартирам, по домам
летят легко, божественно и страстно;
отбросив вдаль обыденности хлам.
Промчится время — дети станут старше
и выберут реальность — не игру.
Фортепиано превратится в ящик,
подобным станет полке и столу.
И скрипка стену в комнате украсит,
чтоб озарить собой неброский быт.
Ее хозяин в новом жизни классе,
и светлый мир гармонии забыт.
Ему на время станет даже жалко,
что годы шли в бессмысленной игре.
Но грянет час — появится загадка:
когда весна промчится во дворе
и у него свои родятся дети,
он в школу музыкальную опять
их поведет важнейшее на свете —
гармонию и ритмы изучать.
И снова в коридорах сонных звуки
смеются, плачут, прыгают, скользят.
Звучит Ганон — разыгрывают руки.
И гаммы, словно лебеди летят.
…А через годы снова повторится!
Но эти звуки все же для чего?
Они звучат, а время жизни мчится!
Никто на свете не вернет его!
Но как весной спешат по небу птицы
и голосами славят небеса,
так в чистом сердце музыка искрится,
как утром ранним на траве роса,
как звезды в небе, как луна над бездной
просторных вод… Таинственные сны.
Прекрасно то, что чаще бесполезно,
и время вечной музыки — весны.
СТАНСЫ
1
— Когда рождаются стихи?
— Когда рождаются?!
Когда на место чепухи
приходит таинство,
когда трава цветет в снегу
и небо белое.
И кажется: я все смогу —
все в мире сделаю.
Стихи уходят невзначай —
и небо хмурится,
и волком кажется фонарь,
и лешим — улица.
2
Душа — и та стремится к разрушенью.
Не может долго без заботы жить.
Как дом — приборки требует, терпенья,
умения по полкам разложить
зонты и шапки, шляпы и перчатки.
И чтобы пыль стирали вновь и вновь.
Душа — как дом — в тяжелом беспорядке
не дарит близким счастье и любовь.
3
Ненависть сменить любовью,
а обиду — добротой.
Не хочу жить больше с болью
и с измотанной душой.
А хочу, как это было,
не летая — а летать!
Где же крылья?.. Я забыла...
Дайте силы отыскать!