Кроме того, как указывается в официальном журнале Евросоюза, за принудительную посадку рейса Ryanair в Минске и ареста бывшего главреда NEXTA Романа Протасевича, «серьезные нарушения прав человека» и «жестокое подавление гражданского общества, правительство Белоруссии, его агентства и корпорации, а также госбанки будут отрезаны от финансовых рынков ЕС.
Санкции вступают в силу незамедлительно, с сегодняшнего дня. А это значит, что вся таможенная номенклатура нефтепродуктов, включая ключевые (бензин и дизель), немедленно попадает под их санкции.
Согласно данным белорусской таможни, республика в 2019 году смогла заработать на продаже нефтепродуктов $5,2 млрд. Из них $3,3 млрд были получены за счет экспорта в дальнее зарубежье. На нефтепродукты пришлась четверть экспортных доходов экономики от торговле со странами вне СНГ – это $13,3 млрд.
Отметим, что запрет касается не только продажи, но и транспортировки нефтепродуктов, произведенных в Белоруссии, даже тогда, когда они приобретаются у посредника. Под санкции попало буквально все: кокс, битум, битумные смеси, воск, парафин и даже вазелин . Разве что для асфальта было сделано исключение, но его Белоруссия и не продает.
Именно «нефтяные» санкции эксперты называют самыми болезненными для Белоруссии. Однако многое будет зависеть и от того, введет ли подобные ограничения Украина, а она, напомним, является ключевым потребителем с долей 56% по итогу 2020-го.
Тотально ограничив белорусский экспорт, Евросоюз ввел жесткие финансовые ограничения. Банки ЕС не смогут предоставлять кредиты на срок более 90 дней белорусскому правительству, его агентствам, корпорациям, а также приобретать долговые ценные бумаги, выпущенные ими после 29 июня.
Все банки страны с долей государства более 50% также оказались под санкциями. Также отдельно попали под ограничения «дочки» Беларусьбанка, Белинвестбанка и Белагропромбанка. Это значит, отмечают эксперты, что и банки потеряли возможность рефинансировать внешний долг перед кредиторами из Европы. Им останется только гасить его или замещать займами в других странах.
Как указывает Нацбанк, на 1 апреля из $41,1 млрд внешнего долга $18,1 млрд приходится на государство, $5,1 млрд – на банковский сектор, $14,9 млрд – на компании, в основном, государственные.
Отмечается, что на территорию Белоруссии запрещается поставлять ингредиенты для табачной промышленности, а также ПО для контроля интернета, технику двойного назначения, имеющую военное или полицейское применение.
Вместе с санкциями в отношении МАЗа и БелАЗа, ограничением полетов полный ущерб Белоруссии от всех введенных против нее санкций Евросоюза составляет 4-4,5% ВВП страны. Также ждут страну и вторичные эффекты, которые непременно затронут поставки в другие страны, нарушение логистики и финансовые ограничения.
Также Евросоюз расширил санкции в отношении Минска на калийную отрасль.
Белорусский президент Александр Лукашенко заявил, что одной только Европой поставки белорусских товаров не ограничиваются. Он не исключил даже введение военного положения в республике, в частности, на территории Гродненской области, чтобы не допустить спада экономики страны после западных санкций.