Posted 14 июня 2021, 11:31
Published 14 июня 2021, 11:31
Modified 7 марта, 13:44
Updated 7 марта, 13:44
«Внезапно, когда все думали, что Нетаньяху уже победил и всё у него получилось, к власти пришла коалиция, которая с ним борется.
Это очень своеобразная коалиция. Вообще, нужно иметь в виду, что в Израиле есть очень сильный ультра-правый крен сейчас в обществе. Правыми в Израиле называют сторонников жёсткой линии в отношении арабов. То есть это такие жёсткие, националистические анти-арабские партии, которые выступают против уступок палестинцам.
Сторонники жёсткой антиарабской линии в Израиле плюс консервативные религиозные партии – а есть и такие, которые хотели бы превратить Израиль в аналог иудейского Ирана, - эти силы контролируют больше семидесяти мест в израильском парламенте, где всего 120 мест. Абсолютное подавляющее большинство.
Нетаньяху при этом является лидером правой националистической партии «Ликуд», жёстко антиарабской, она имеет 30 мест в парламенте, если не ошибаюсь. И сейчас в стране есть очень сильный крен в сторону правых жёстких националистов.
Казалось бы, в чём проблема, у правых свои блоки, они создают большинство вместе с религиозными консерваторами; не вопрос.
На практике так не получается. Потому что целый ряд правых политиков, а так же ряд политиков-центристов говорят, что «а мы с Биби в одном правительстве не сядем, он без пяти минут уголовник».
Против него ведётся уголовное дело по нескольким статьям: мошенничество, взятка в крупном размере, 5 млн долларов.
И вот они говорят, что не сядут с ним в одном правительстве, потому что не хотят мараться.
Следующий вопрос: с точки зрения многих израильских политиков, он недоговороспособен, потому что он очень многих людей просто тупо кидал.
Лидеры вот этих правых группировок это те люди, которых он кидал, увольнял, над которыми он издевался. Много таких примеров. …То есть он токсичен и многие люди ему не верят.
И из-за этого в Израиле политический кризис уже два года. За два года четырежды проводились выборы, никто не может собрать коалицию большинства.
И одна из причин в том, что сам правый лагерь, хоть и доминирует, он глубоко расколот. Ряд людей просто не хотят сидеть рядом с Биби (так называют Нетаньяху в Израиле, сокращение от имени Биньямин – прим. «НИ»), боятся его, ему не верят ему, считают его обманщиком и кидалой, и не без оснований.
И вот теперь коалиция. В очередной раз в Израиле прошли выборы. Биби не сумел собрать коалицию большинства, хотя за ним где-то 52 кресла.
А его оппоненты это такое разношёрстное лоскутное одеяло. Там есть крайне-правые националисты, связанные с поселенцами, партия «Ямина»; там есть центристы, достаточно беспринципные, там есть левая партия, условно сионистская, «Мерец», которая за уход с оккупированных территорий, такие голуби мира, и за права гомосексуалов. А для крайне правых и религиозных это, как сказать, дьявол. И потому что они за уход с территорий, как это так - это священная земля, а второе, что депутат от «Мерец» открытый гей.
И ещё там есть арабские партии, включая исламисткую партию израильских арабов, которая называется «РААМ» во главе с её лидером Мансуром Аббасом.
Так вот, понятно, что все они не любят Биби. Но здесь и какие-то правые, и «голуби», и геи, с другой стороны, религиозные, с третьей стороны, арабская исламистская партия, да вы что, какой блок! Не может быть никакого блока!
И вот буквально за несколько дней до начала войны удивительная приходит новость о том, что блок уже почти готов, называется «Коалиция перемен», и что эти ребята готовы создать правительство.
Через несколько дней начинается война. Когда начинается война, Мансур Аббас говорит, сионисты убивают наших братьев, и чего я – пойду в еврейское правительство? Нет, конечно!
С другой стороны, Нафтали Беннет, лидер ультра-правой партии «Ямина», который входит в этот блок, говорит, я что, сумасшедший, я с арабским исламистом сяду в одно правительство?! Да никогда в жизни! Теперь у нас война идёт, да вы что!
Блок разваливается, Биби очень доволен. Для него самое важное, что развалилась эта коалиция, попытка создать парламентское большинство и снять его с поста премьер-министра провалилась.
Что это значит? Новые выборы, пятые, а он всё это время будет оставаться техническим премьер-министром.
Почему это важно? Пока он премьер-министр, его сложно посадить. В Израиле прецедентное право и не было случаев, чтобы премьер-министров сажали по уголовке.
Это теоретически возможно, но такого ещё не было. Кроме того, пока он премьер-министр, первое лицо в государстве, обладает большой властью, у него остаётся надежда провести закон какой-нибудь об амнистии.
Его программой максимум было не победить Хамас, а оставаться премьер-министром всегда.
Если он потеряет власть, над ним уже идёт уголовный процесс и вероятность попасть в элитную тюрьму Моссияху, где сидят такие, как он, увеличивается многократно.
Поэтому его программа максимум – не терять власть никогда, то есть досидеть там до смерти или до глубокой старости.
И вроде бы, казалось, что всё идёт по его плану. Коалиция развалилась и все заговорили о пятых выборах.
Но останавливаются военные действия и вот тут приходит удивительная новость – нет, коалиция возобновляется.
Мансур Аббас говорит, «да я готов с евреями в правительство». Лидер «Ямины», который несколько раз менял свою точку зрения, Нафтали Беннет, говорит, да нормально, договоримся с арабами, хотя там все стояли на ушах.
Он стёр из всех социальных сетей все свои предыдущие заявления на эту тему. И правительство создаётся.
Его утверждает израильский президент и вот оно уже должно прийти к власти.
И это, конечно, грандиозный поворот в израильской политике.
До сих пор верится в это с трудом.
Биби должен будет перейти в оппозицию. Это будет означать конец эры Нетаньяху, которая длилась 12 лет, эры человека, который казался абсолютно непотопляемым.
И такая образовалась удивительная странная коалиция – ультра-правые, религиозные, голуби мира, геи, да ещё и арабские исламисты, которые, кстати, против геев.
Фантастика, да? Но это правда!
О Беннете, который теперь будет премьер-министром два года, можно сказать следующее. Это человек, который вышел из сектора высоких технологий. Он был предпринимателем в хай-тэке, создал стартап, компанию, которую потом он продал за сумму примерно 140 млн долларов.
Это богатый человек, имеющий опыт работы в хай-тэке. Бизнесмен это одна его ипостась. Другая его ипостась – это сторонник религиозного мессианского сионизма.
Такие люди считают, что сионистский проект это священный религиозный проект, а поэтому вся земля, весь сектор Газа, не говоря об Иерусалиме, это священная израильская еврейская земля, ни пяди нельзя отдать никаким арабам, они вообще здесь лишние.
Третий храм это очень серьёзное решение, пока, я думаю, к этому не готовы даже они, но разговоры об этом, естественно, могут среди них вестись.
Также среди этой публики очень популярны разговоры о будущей депортации арабов, публично это не говорится, но неформально они скажут вам, что в будущем рассчитывают на депортацию арабов.
Так вот, нужно понимать, что Нафтали Беннет это человек, во-первых, связанный с вот этим религиозным мессианским произраильским сионизмом, религиозным течением довольно фанатичным, считающим Израиль священным еврейским государством, и второе, что он разделяет вот этот комплекс ультра-правых взглядов.
Я не поручусь, что он сторонник депортации, но я не удивлюсь, если это так. Совокупность его политических взглядов не отрицает депортацию, мягко говоря. Просто в настоящий момент таких возможностей у Израиля нет.
Но есть более важные текущие моменты. Беннет, в случае конфликта с Ливаном, с Хезболлой, сторонник прямой атаки на Иран, поскольку Иран финансирует и поддерживает Хезболлу в Ливане и в Сирии.
А Беннет говорит следующее: если что-то взрывается в Израиле в результате того, что ракета прилетела с севера, что-то должно взорваться в Тегеране.
То есть есть щупальца спрута, а есть его голова, что мы будем разбираться с щупальцами, когда можно бить в голову. Если будут бомбёжки Израиля – мы ответим бомбёжками Тегерана.
Если Хезболла стреляет по нам, допустим, из Ливана, мы, конечно, ответим Хезболле, но мы ответим и Ирану.
Далее, Беннет сторонник того, чтобы интенсифицировать удары по Сирии, нужно, говорит он, бомбить её гораздо сильнее, чем мы это делаем.
Следующий момент: в отношении Газы Беннет автор так называемого плана «Кратер». Это план, который говорит. Что неправильно мы с Газой обращаемся, мы должны прибегнуть к массированным длительным бомбардировкам, не эпизодическим - две недели побомбить и успокоиться, а, грубо говоря, снести Газу, бомбить её массированно и так долго, чтобы, грубо говоря, там была горстка руин, сползающих в кратер.
А после этого выставить такие условия «Хамас», после которых произойдут некие качественные перемены. То есть надо выбомбить Газу вообще в прах, не взирая на жертвы.
И, казалось бы, когда человек с мессианскими и, я бы даже сказал, право-экстремистскими взглядами, с очень агрессивными планами в отношении других стран Ближнего Востока, становится премьер-министром Израиля, это повод, наверное, очень сильно обеспокоиться.
Но на самом деле возможностей у него мало, у его партии всего семь мест в Кнессете. А у альтернативного премьер-министра, его заместителя, Яира Лапида, лидер партии Йеш Атид, 17 мест. Через два года он должен сменить Беннета. Но самое главное, что Беннет и его партия подписали соглашение коалиции с другими партиями, и оно связывает его по рукам и ногам. Он не может принимать решения без одобрения Лапида, у Лапида будет право вето.
И если Беннет начнёт делать вот такие вещи, о которых мы сейчас говорили, его коалиция, конечно, начнёт разваливаться».
Целиком выпуск с уачстием Михаила Магида можно посмотреть здесь.