Posted 21 мая 2007, 20:00

Published 21 мая 2007, 20:00

Modified 8 марта, 08:40

Updated 8 марта, 08:40

Лидер израильской оппозиции, экс-премьер-министр Биньямин Нетаньяху

21 мая 2007, 20:00
После полугодового затишья палестинские радикалы и Израиль вновь обмениваются ракетными ударами и бомбардировками. Причем Израиль в эти дни переживает острый политический кризис, вызванный отчетом комиссии по расследованию провалов, допущенных правительством во время ливанской войны. По последним опросам, сегодня самый

– Господин Нетаньяху, почему Ближний Восток оказался на пороге очередной войны?

– Прежде всего, необходимо осознать, что мир в регионе нельзя установить, требуя уступок только со стороны Израиля. Наоборот, наши уступки подогревают аппетиты врагов еврейского государства. Смотрите, мы вышли из сектора Газа, и на наши города немедленно обрушился шквал «кассамов». Мы уступили стратегически важный Филадельфийский коридор, и оружие широким потоком потекло из Египта террористам и разномастным уголовникам в тот же сектор. У меня нет никакого сомнения и в том, что если бы вывод израильских войск из Южного Ливана 24 мая 2000 года не был столь поспешно проведен Эхудом Бараком, занимавшим тогда пост премьер-министра, то и результаты второй ливанской войны были бы совершенно другими. Более того, в случае базирования наших частей и подразделений христианской милиции в Южном Ливане этой войны можно было и вовсе избежать. Меня беспокоит, что мир в целом еще не осознал, что сегодня Израиль оказался в первом ряду в противостоянии цивилизации с коварнейшим врагом – терроризмом.

– Считаете ли вы Россию союзником Израиля в борьбе с этим врагом, тем более что нашей стране приходится противостоять террору не только на Северном Кавказе?

– Безусловно. Россия – часть цивилизованного мира, который с конца прошлого века ведет войну против агрессивного фундаментализма, духовно и материально питающего исламистских террористов. И тем не менее я покривил бы душою, если бы ничего не сказал о весьма беспокоящих нас поставках российского оружия в Иран и Сирию, откуда оно прямиком переправляется ливанской «Хезболле», готовящей новые атаки на Израиль.

– Вы говорите, что мир еще не осознал роль Израиля в борьбе с террором. Но разве ведущие международные организации не осуждают теракты, где бы они ни происходили, и не оказывают поддержки еврейскому государству?

– Во-первых, далеко не все государства признали такие организации, как ХАМАС и «Исламский джихад», террористическими. Во-вторых, налицо попытка умиротворения и даже потворствования террористам. Генеральная ассамблея ООН приняла «Дорожную карту», предложенную в качестве мирового плана «квартетом» посредников ближневосточного урегулирования (ООН, Евросоюз, Россия, США). Генеральная ассамблея ООН приняла «Дорожную карту», предложенную в качестве мирового плана «квартетом» посредников ближневосточного урегулирования (ООН, Евросоюз, Россия, США). Но стоило «хамасовцам», которые получили власть в Палестинской автономии, отказаться выполнять условия «Дорожной карты», как на рассмотрение террористам любезно был представлен другой документ – так называемая «Саудовская инициатива». Что же не понравилось террористам в «Дорожной карте»? Они решительным образом не желают выполнять первый же пункт этого документа – отказ от террора.

А «Саудовская инициатива» (мирный план, выдвинутый королем Саудовской Аравии Абдаллой. – «НИ») требует уступок исключительно от Израиля. Все остальное в ней предлагается обсуждать (заметьте – только «обсуждать») после того, как Израиль вернется к границам, существовавшим до начала Шестидневной войны в июне 1967 года. Но ведь мы уже существовали в тех самых границах почти два десятка лет, с 1948 по начало июня 1967 года. И тогда нас тоже стремились уничтожить. Теперь позвольте мне на секунду стать интервьюером и задать вам вопрос – в чем состоит новизна «Саудовской инициативы»? Сегодня нас «официально» не признает ХАМАС. Президент Ирана без всякого стеснения совершенно откровенно угрожает стереть Израиль, государство, признанное ООН, с карты мира. Куда же больше? Разве в этих условиях мы не обязаны сохранить нашу страну в границах, которые можно защищать?

– На днях из окружения премьер-министра Эхуда Ольмерта просочились сведения, что правительство готово предложить вам пост министра обороны, чтобы возглавляемая вами партия «Ликуд» «не провоцировала» падение кабинета. Вы примите это предложение?

– Позиция «Ликуда» остается неизменной. Мы настаиваем на отставке правительства Ольмерта и проведении досрочных парламентских выборов. Следовало ожидать, что «Кадима» (ведущая партия правящей коалиции, возглавляемая премьером. – «НИ») будет пытаться удержаться у власти любой ценой. Там уже начались внутренние разборки. Но, кто бы ни стал преемником Ольмерта, я должен сказать, что партия, которая, оказавшись у руля самого мощного государства на Ближнем Востоке, не смогла наголову разбить полчища бандитов и террористов, обязана уйти в отставку. Поэтому обсуждение любых заманчивых предложений, исходящих от «Кадимы» партия «Ликуд» заведомо отвергает.

– Сегодня не только «Ликуд», но и крайне левая партия «Мерец» требуют отставки Ольмерта. Но не кажется ли вам, что в данном случае игнорируется принцип стабильности власти. В конце концов президент Буш тоже не популярен за океаном, но американцы просто ждут завершения его четырехлетнего президентского срока.

– Ситуации на Ближнем Востоке и в Соединенных Штатах совершенно не сопоставимы. Вашингтон может вывести войска из Ирака или, наоборот, усилить там свое присутствие, угрозы существованию Америки в любом случае не будет. Об этом даже смешно говорить. Поэтому американцы могут спокойно дожидаться очередных выборов. Если же еврейское государство, которое фактически ежесекундно противостоит откровенным убийцам и террористам, будет возглавлять слабое правительство, то на повестку дня станет вопрос о самом нашем существовании.

– Но даже такой известный «радикал», как Авигдор Либерман, лидер правой партии «Наш дом – Израиль» считает, что необходимо дать Ольмерту время исправить свои ошибки.

– В случае с Либерманом все просто. Он – министр правительства (министр стратегического планирования. – «НИ»), и этика требует, чтобы его критический пыл не выходил за рамки этого правительства. И действительно оставаться членом кабинета министров и одновременно его атаковать – невозможно.

– Весьма показательно, что в переживающем политический кризис Израиле экономика развивается невиданными ранее темпами. Даже противники «Ликуда» видят в этом вашу заслугу. Ведь когда-то, в правительстве Ариэля Шарона вы были министром финансов.

– Тут дело не столько во мне, сколько в экономических законах, которыми ни в коем случае нельзя пренебрегать. На всякий случай поясню. Во-первых, деньги в биржевом варианте сами по себе обладают немалой инерцией. Во-вторых, капитал способен чувствовать себя достаточно уютно даже в условиях войны. Разумеется, не тотальной, а ограниченной. Капитал уживается с войной, коррупцией и другими бедами, если растет прибыльность. Что капиталу совершенно противопоказано, так это эксперименты. Но нынешнее правительство, в котором министерство финансов возглавляет все тот же Ольмерт, может свести на «нет» недавние экономические достижения страны.

– Ваш отец Бен-Цви Нетаньяху, известный историк, специалист по средневековой Испании, родился в Российской империи. Можно ли считать, что у вас в какой-то мере «русские корни»?

– Мой отец родился в той части Польши, которая до 1917 года входила в состав царской России. В 1920 году он переехал из Варшавы на территорию тогдашней Палестины. В нашей семье всегда ощущалась искренняя симпатия к России, интерес к великой русской литературе. Совсем недавно весь мир отметил 62-ю годовщину Победы сил антифашистской коалиции над нацистской Германией. Я хочу заверить российских граждан, что в Израиле никогда не забудут подвиг русского солдата, внесшего основной вклад в разгром «коричневой чумы». В Израиле живут сотни тысяч уроженцев России и других республик бывшего СССР, которые остаются приверженцами русского языка и русской литературы. Именно они связывают Россию и Израиль крепчайшими нитями не просто дружбы, а несомненных родственных отношений.



В одном из ближайших номеров «НИ» мы предоставим слово и палестинской стороне.

Подпишитесь