Геннадий Чародеев
Неизвестно, вспомнит ли наш президент или американский 16 июня на саммите в Женеве об этой эталонной сфере сотрудничества двух стран. Но пример этот был бы показательным с точки зрения способности наших государств эффективно работать вместе, когда это отвечает взаимным интересам.
Вот последние примеры работы совместной российско-американской Комиссии. В Афганистане был найден живым и здоровым советский летчик Александр Миронов, попавший в плен к афганцам более 30 лет назад. Его сбили боевики еще в 1980 году, и все это время он числился пропавшим без вести. Родственники давно его похоронили…
«Данные о местонахождении Миронова передали нам американские коллеги, - заявил сопредседатель российско-американской Комиссии по делам военнопленных и пропавших без вести, лидер Всероссийского союза общественных объединений ветеранов десантных войск «Союз десантников России» генерал-полковник запаса Валерий Востротин.
Кстати, до этого последним из пропавших без вести в Афганистане считался украинец Игорь Белокуров, захваченный в плен в Кандагаре в 1988 году. Его обнаружили геофизики, работавшие в тех краях. После принятия ислама Игорь взял имя Амреддин. Сегодня бывший советский солдат не говорит по-русски. Помнит одно-единственное слово - Волынь, название своей родной области.
Россияне не остались в долгу. В свою очередь США получили от российских поисковиков информацию о судьбе двух летчиках, сбитых в ходе войны в Корее (1950–1953).
Почему энтузиазм иссяк
И наши, и американцы признают: поначалу диалог шел со скрипом. Нужно было преодолеть инерцию предубеждения и взаимное отчуждение. С каждым новым открытием - архивов, имен, судеб - складывалось хрупкое и оттого особо ценное доверие. Восстанавливать биографии тех, кого уже нет среди живых, - это благородный подвижнический труд. Не случайно в Комиссию все последние годы шли письма и запросы от японцев, немцев, итальянцев, корейцев, представителей самых разных государств.
- Весной 1992 года о создании Комиссии по военнопленным и пропавшим без вести договорились президенты России и США, - рассказал «НИ» военный писатель, историк генерал-майор запаса Владимир Золотарев. - Такой высокий статус позволял решать многие запутанные проблемы. Первым сопредседателем с нашей стороны был назначен советник президента генерал-полковник Дмитрий Волкогонов. После его кончины в январе 1996 года сопредседателем комиссии назначили меня. Она и сегодня работает по четырём направлениям: холодная война, Вторая мировая, Корейская, Вьетнамская войны.
Конечно, есть конкретные результаты совместных поисков. Россия передала американской стороне десятки тысяч страниц документов. В результате удалось проследить судьбы 23 тысяч американцев, репатриированных после Второй мировой войны из советских зон оккупации. Уточнены обстоятельства гибели - документально и путем опросов сотен свидетелей - почти 80 американских военнослужащих, погибших во время войны в Корее. Установлены свыше 200 мест их захоронения, числившихся ранее в списках пропавших без вести граждан США.
В России эксгумированы и переданы в Америку останки американского летчика Доннема, обнаруженные на острове Юрий, входящем в состав Курильских островов.
Сравнительно недавно обнаружено место захоронения американского летчика Юджина Поуза, сбитого над Баренцевым морем 1 июля 1960 года.
Но работать с прежним энтузиазмом члены совместной Комиссии уже не могут. Особенно после того, как США ввели санкции в отношении ряда российских политиков, бизнесменов и компаний после вхождения в марте 2014 года Крыма в состав Российской Федерации по итогам референдума. Кроме того, США приостановили ряд совместных с Россией проектов в рамках двусторонней президентской Комиссии, а средства для их выполнения решили направить на поддержку Украины.
«У нас никогда не было никаких политических проблем в работе. Это говорит о серьезных перспективах на будущее», - отметил Востротин, ставший в июле 2014 года сопредседателем Комиссии. С американской стороны ее возглавляет генерал в отставке Роберт Фоглсонг, бывший главком ВВС США в Европе.
По словам российского генерала, «помогает также тот исторический факт, что мы были союзниками во Второй мировой войне». А вот противоборство США и Советского Союза в годы холодной войны сейчас, наоборот, создает «некоторые трудности», связанные, в частности, с необходимостью рассекречивания архивных документов.
Несмотря ни на что, ухудшение отношений между Вашингтоном и Москвой не помешало работе Комиссии, в составе которой сегодня по-прежнему есть депутаты Госдумы, американские сенаторы и конгрессмены.
Листаем архивные материалы
В субботу, 8 апреля 1950 года, примерно в 16 часов 10 минут в 40 километрах от латвийского города Лиепая, над советскими территориальными водами был сбит американский самолет-шпион У-2. По тогдашней версии КГБ, самолет «Прайвэтир» первым открыл огонь по советским истребителям. По американской версии, это был частный пассажирский самолет, направлявшийся в Швецию.
Из официальных рапортов советских разведчиков следует, что в апреле 1950 года весь американский экипаж «Прайвэтир», состоявший из 10 человек, погиб. Но родственники и по сей день питают надежду, что кому-то из летчиков удалось спастись, выжить в сталинском ГУЛАГе – во всяком случае, все прошедшие годы спекуляции на эту тему регулярно появлялись в американской прессе.
Только через полвека российские и американские эксперты провели поиски останков в городе Балтийске. В их поле зрения попал неожиданный свидетель: Александр Бондаренко, военный моряк из Лиепаи. Якобы в 1977 году он собственными глазами видел в Балтийске могилу с надписью: «Здесь покоятся летчики из США».
Всего же в период короткой «оттепели» в отношениях между Москвой и Вашингтоном представители Пентагона совершили порядка 25 поездок в Россию и Латвию для расследования этого «инцидента с «Прайвэтир», первого в своем роде между США и СССР.
Прошедшая в мае 2000 года повторная проверка трех бывших кладбищ на территории Балтийска, где когда-то располагалась военно-морская база, также ни к чему не привела: захоронения найти не удалось, а свидетель умер.
Американские родственники пропавших без вести летчиков не удовлетворились таким результатом, заявив, что не успокоятся, пока сведения Бондаренко не будут «либо подтверждены, либо опровергнуты».
Понять их можно. Ведь, по данным Агентства национальной безопасности США, в пору холодной войны погибли или пропали без вести 153 члена экипажей американских разведывательных самолётов. Были, конечно, потери и среди советских военнослужащих.
Останки нашли на острове Юрий
6 ноября 1951 года «бдительные» российские истребители сбили над Японским морем американский самолет-разведчик из состава 6-го авиакрыла базовой авиации ВМС США, постоянно дислоцированный в Ацуги (Япония). На борту самолета, судя по документам, находилось 10 членов экипажа. Американские спасательные службы вели поиск почти неделю, однако никаких останков членов экипажа или обломков самолета обнаружить не удалось.
Из российских архивных документов, представленных в распоряжение поисковой группы, следовало, что камеры, установленные на советских самолетах, сняли атаку на американского «ястреба», однако ни летчики, сбившие самолет, ни сами пленки до сих пор не обнаружены.
В 1995 году бывший советский военнослужащий сообщил поисковикам, что во время лечения в госпитале в дальневосточном городке Новосысоевка в 1951 году он якобы видел четверых раненых американских пилотов. Кроме того, ему показывали место, где был похоронен пятый американский летчик. Представители Центральной судебно-медицинской лаборатории США выезжали на это место, но, увы, никаких останков американского военнослужащего они не обнаружили.
13 июня 1952 года во время выполнения разведывательного полета над Японским морем был сбит самолет RB-29 из состава 91-й эскадрильи стратегической разведки, дислоцированной на авиабазе в Йокоте (Япония). На его борту находились 12 членов экипажа. В ходе поисково-спасательной операции американские самолеты заметили один или два пустых спасательных плотика, однако никаких останков членов экипажа или обломков самолета обнаружить не удалось.
14 ноября 1955 года командование ВВС США выступило с заявлением о том, что все без вести пропавшие члены экипажа официально признаны погибшими.
Согласно документам из российских архивов, которые были предоставлены в распоряжение рабочей группы, советским поисковым частям также не удалось спасти оставшихся в живых членов экипажа или обнаружить тела летчиков или обломки самолета. И этот бой был снят на пленку советскими летчиками, но обнаружить ее так и не удалось.
.
7 октября 1952 года советскими истребителями к северу от острова Хоккайдо был сбит самолет RB-29 из состава 91-й эскадрильи стратегической разведки, дислоцированной на авиабазе в Йокоте (Япония). На борту самолета находились 8 членов экипажа. Японские рыбаки видели, как падал самолет. Американские поисково-спасательные службы продолжали поиск еще почти неделю, однако никаких останков членов экипажа или обломков самолета обнаружено не было.
В результате предпринятых в 1993 году усилий рабочей группы Комиссии по пропавшим без вести от российской стороны был получен документ, в котором утверждалось, что в результате поисковых работ на месте падения самолета в море было обнаружено тело американского летчика.
В декабре 1993 года бывший моряк пограничных войск КГБ Василий Сайко откликнулся на призыв Комиссии и рассказал представителям рабочей группы о том, что именно он обнаружил безжизненное тело американского летчика и снял кольцо с его руки. Он заявил, что когда части КГБ вели поиск на месте падения самолета, сам самолет уже ушел под воду, и тел других летчиков обнаружено не было. Сайко передал хранившееся у него кольцо представителям Совместной комиссии. На кольце имелась гравировка выпускника военно-морской Академии США 1950 года Джона Робертсона Данхэма - одного из членов экипажа RB-29.
В дальнейшем в российских архивах обнаружили документ, из которого следовало, что тело летчика Данхэма было захоронено на острове Юрий. Во время второй экспедиции комиссии в сентябре 1994 года на острове были обнаружены и эксгумированны останки американского летчика.
Экспертиза, проведенная Центральной судебно-медицинской лабораторией США, показала, что эти останки принадлежат капитану Данхэму. В августе 1995 года останки американского офицера с воинскими почестями были захоронены на Арлингтонском национальном кладбище. В присутствии родственников и семей членов экипажа RB-29 был открыт обелиск в честь экипажа самолета.
Офицеры пропали в Эфиопии
Если говорить в целом о Комиссии, то итоги ее почти 30-летней деятельности весьма впечатляющи. Удалось установить судьбу как минимум 450 тысяч советских граждан, ранее считавшихся пропавшими без вести на фронтах Второй мировой войны, разыскать информацию о 32 советских летчиках и 22 зенитчиках, погибших в период холодной войны, с 350 до 287 уменьшить список советских граждан, считающихся без вести пропавшими в Афганистане и установить могилы 57 советских воинов, похороненных в Корее.
Американцы передали в Москву видеоматериалы о катастрофе «Ту-16» в Северном море при облете американского авианосца «Эссекс» в 1964 году. Важными оказались сведения, которые американцы дали о захоронении 9 советских военнослужащих, погибших во время Второй мировой войны на Аляске.
Благодаря документам, которые передали американские исследователи, а они составляют около 6000 страниц вместе с опросами более 400 свидетелей.
Американцы внесли также ясность в обстоятельства гибели шести советских офицеров, пропавших без вести в Эфиопии в 1982 году.
Судьбу всех этих людей призвана выяснять российско-американская Комиссия по военнопленным и пропавшим без вести гражданам СССР (России) и США в годы Второй мировой войны и в последующих конфликтах и инцидентах. Новый импульс ее деятельности придал в 1994 году состоявшийся обмен нотами между президентами России и США. В Москве и Вашингтоне тогда чрезвычайно серьезно отнеслись к известному тезису: «Война не закончена до тех пор, пока не похоронен последний солдат, погибший на ней».
Совместная российско-американская Комиссия по делам военнопленным и лиц, пропавших без вести извещает о поисках 10 пропавших американских самолетов и 89 членов экипажей, судьба которых до сих пор остается неизвестной:
• Самолет PB4Y2 Privateer, сбитый 8 апреля 1950 г. над Балтийским морем; 10 членов экипажа пропали без вести;
• Самолет P2V Neptune, сбитый 6 ноября 1951 г. над Японским морем; 10 членов экипажа пропали без вести;
• Самолет RB-29, сбитый 13 июня 1952 г. над Японским морем; 12 членов экипажа пропали без вести;
• Самолет RB-29, сбитый 7 октября 1952 г. над Японским морем; 7 членов экипажа пропали без вести;
• Самолет RB-50, сбитый 29 июля 1953 г. над Японским морем; 14 членов экипажа пропали без вести;
• Самолет RB-47, сбитый 17 апреля 1955 г. над Беринговым морем; 3 члена экипажа пропали без вести;
• Самолет RB-50, пропавший 10 сентября 1956 г. над Японским морем; 16 членов экипажа пропали без вести;
• Самолет C-130, сбитый 2 сентября 1958 г. над Арменией, СССР; 12 членов экипажа пропали без вести;
• Самолет RB-47, сбитый 1 июля 1960 г. над Баренцевым морем; 3 члена экипажа пропали без вести;
• Самолет RB-57, пропавший 14 декабря 1965 г. над Черным морем; 2 члена экипажа пропали без вести.