По данным расследователей, к покушению на Быкова могут быть причастны те же самые сотрудники ФСБ из НИИ-2 и Второй службы, которые предположительно входили в группу по отравлению политика Алексея Навального и к покушению на журналиста Владимира Кара-Мурзу.
Дмитрий Быков был госпитализирован в апреле 2019 года с симптомами, аналогичными симптомами отравления фосфорорганическим веществом, какие были диагностированы у оппозиционного политика Алексея Навального. В расследовании говорится, что сотрудники ФСБ начали следить за Быковым как минимум за год до отравления.
«Один из первых эпизодов слежки произошел в мае 2018 года, когда писатель летал из Москвы в Уфу, где читал лекцию. Авторы расследования выяснили, что с Быковым летели офицеры Второй службы ФСБ Владимир Паняев, который был с паспортом на свое имя, и Валерий Сухарев с паспортом на имя Николай Горохов», — сообщает телеканал «Дождь».
По мнению расследователей, покушение на Быкова произошло 13 апреля 2019 года в Новосибирске, где писатель читал текст в рамках тотального диктанта.
К моменту приезда Быкова в Новосибирск на месте уже находились офицер Паняев и сотрудник Института криминалистики ФСБ (НИИ-2 ФСБ) Иван Осипов.
Быков с женой заселился в отель Domina и отправился в кинотеатр «Победа», где проводил «Тотальный диктант». Все это время номер в отеле был пуст. Расследователи полагают, что этим воспользовались отравители, которые проникли в помещение, которое снял Быков, и тайно нанесли отравляющее вещество на его одежду — предположительно, на футболку.
Когда писатель ее надел 16 апреля, ему стало плохо в самолете перед взлетом в Уфу, где он должен был выступить с открытой лекцией. У Быкова открылась рвота, появилось обильное потоотделение, затем он потерял способность двигаться, но сознание не терял.
После госпитализации Быкова, находившегося в крайне тяжелом состоянии поместили в реанимацию и ввели в искусственную кому, а затем перевезли в московскую больницу. Анализы показали нарушения, аналогичные тем, что были зафиксированы у Навального в августе 2020 года. Расследователи полагают, что спасти жизнь Быкову удалось лишь благодаря настойчивости главного редактора «Новой газеты» Дмитрия Муратова, который прислал за журналистом частный самолет для экстренной транспортировки его в Москву.
Быков пришел в сознание 21 апреля и еще какое-то время оставался в дезориентации, как это было с Навальным. Впоследствии он рассказал, что его отравили, однако причины и обстоятельства произошедшего были ему не известны.
Комментируя расследование о своем отравлении, Дмитрий Быков заявил, что считает произошедшее «аналогом госпремии».
«Меня эти доказательства убеждают, — заявил „Коммерсанту“ Дмитрий Быков о расследовании The Insider и Bellingcat.— Это такой аналог государственной премии. И мне, не скрою, приятно, что моя скромная деятельность оценивается такими масштабными затратами. Там одних билетов сколько. Я бы лучше деньгами взял».
В рамках подготовки материала расследователи обратились за комментариями к предполагаемым участникам покушения на Дмитрия Быкова, однако ответа от них не последовало.
Писатель и постоянный автор «Новой газеты» Дмитрий Быков помимо литературной и педагогической деятельности известен и как сторонник российской оппозиции, участник политических дебатов. За последние 15 лет он получил более 15 престижных литературных премий. Является биографом Бориса Пастернака, Булата Окуджавы, Максима Горького и Владимира Маяковского. Совместно с Михаилом Ефремовым записывал литературные видеовыпуски в рамках проектов «Гражданин поэт» и «Господин хороший».