В мероприятии приняли участие губернатор Калининградской области Антон Алиханов, губернатор Мурманской области Андрей Чибис, заместитель руководителя Ростуризма Елена Лысенкова, председатель Российского союза сельской молодежи, член Центрального штаба ОНФ, член Общественной палаты РФ Юлия Оглоблина, путешественник, трэвел-блогер Богдан Булычев, трэвел-блогер Дмитрий Куликов.
На круглом столе были представлены результаты исследования ВЦИОМ о внутреннем туризме.
29 % опрошенных отдыхали в России в 2020 году. Чаще всего путешествовали в другие города, регионы России – 18-24-летние (40 %) и 25-44-летние (34-35 %).
57 % опрошенных заявляют, что выбрали бы путешествия по России даже после открытия границ. Отдых в России остается в приоритете по отношению к туризму за границей: 57% к 29 %.
69 % опрошенных слышали о программе детского туристического кэшбека, о которой Президент объявил всего месяц назад.
«В преддверии летнего туристического сезона отмечаю, что сегодня россияне все чаще выбирают новые форматы путешествий и открывают для себя новые регионы страны. Отдых в России – это не только пляжные курорты Крыма и Краснодарского края. Но и туры по русскому северу, это культурный, аграрный, промышленный и событийный туризм. Серьезная федеральная поддержка внутреннего туризма, озвученная во время президентского послания, требует тщательной проработки на местах. Губернаторы новой волны восприняли реализацию предложенных главой государства мер, как дополнительную возможность для развития инфраструктуры и потенциала регионов. Но прежде всего я вижу в этом точно взятый курс на повышение качества жизни людей и сохранение здоровья нации, проложенный Президентом», - отметила модератор дискуссии Дарья Кислицына, директор департамента региональных программ ЭИСИ.
Антон Алиханов рассказал про курортный сбор, который планируется ввести в Калининградской области с 2022 года. «У нас, скорее всего, будет фиксированный размер сбора вне зависимости от времени, которое будет проводить турист в регионе. Пока это 100 рублей с человека за весь период пребывания. Не думаю, что это серьезная нагрузка, которую турист заметит». По словам губернатора, на майские праздники Калининградскую область посетили 63 тысячи человек. Такое количество гостей показало, что инфраструктура региона готова не полностью. «Туристический сбор необходим, чтобы муниципалитеты получали дополнительные ресурсы для развития туристической инфраструктуры, такой, как парковки, санитарные пункты, вывоз мусора».
Губернатор региона рассказал о новых методах продвижения бренда региона: «C коллегами решили, что пора прекратить тратить деньги на буклеты, раздачу полиграфии на выставках, необходимо вложить эти деньги в написание книги. В итоге писатель Алексей Иванов, посетив регион, написал книгу «Тени тевтонов». И еще одна новая тема, которую мы обсуждаем – это индустрия компьютерных игр. Мне кажется, это хорошие инструменты для продвижения, для раскрутки бренда, для освещения интересных исторических фактов».
Елена Лысенкова отметила высокий интерес россиян к новой программе детского туристического кэшбека. «Отправить ребенка в лагерь можно будет в течение всего лета. Сегодня предлагается выбор из более тысячи детских лагерей из многих регионов страны. Люди проявляют наибольший интерес к лагерям в южной и центральной части страны. Ожидаем, что потенциальный охват программы составит не менее 300 тысяч детей».
По словам Елены Лысенковой, увеличение интереса к внутреннему туризму подчеркнул и инвестиционный рост. «Мы видим активизацию строительства новой гостиничной инфраструктуры, точек притяжения, креативных проектов. И это происходит во многих регионах страны».
Андрей Чибис среди главных задач выделил развитие туристической инфраструктуры, в том числе за счет льгот, предлагаемых резидентам Арктической зоны. «Кто вкладывает в развитие своего бизнеса от 1 млн рублей, получает уникальные льготы, в том числе сокращение социальных взносов в десять раз. Сегодня как грибы появляются резиденты, которые строят туристические объекты. Каждую неделю запускается по 1-2 новых проекта. Это означает, что растет уровень конкуренции, качество мест размещения и сервиса. В августе планируем запустить программу «Арктический гектар», где главным акцентом также будет развитие туристической инфраструктуры».
Губернатор анонсировал запуск цифрового туристического гида по Мурманской области, это произойдёт уже в июне.
«В гиде будет содержаться информация о туристических объектах, экскурсионных программах и событиях, платформа обратной связи, будет кнопка экстренного вызова и даже прогноз северного сияния. Это уже совершенно другое чувство удобства. Гид объединит достижения разных объектов и территорий области, позволит создать единый цифровой маршрут».
Богдан Булычев отметил перспективы развития туризма в Арктике и на Дальнем Востоке. «Сегодня большая часть людей уже пресытилась тем туристическим продуктом, который существует. Я говорю про Алтай, Байкал, другие места, которые раньше были труднодоступными, а в связи с пандемией и закрытием границ стали практически народными. И люди хотят нового. Как раз Дальний Восток, Арктика — перспективные направления. В Арктике есть определенная чистота, недоступность. Это позволило сохранить традиции малочисленных народов и природу. Ради этого стоит ехать в Арктику. Наличие современной инфраструктуры безусловно нужно, но делать это надо очень деликатно, интегрировать это в природу, чтобы ей не навредить. Потенциал колоссальный — от Мурманска до Чукотки. Нам важно выстроить легенды вокруг региона. Чукотка пытается построить легенду вокруг белых медведей, но у Чукотки есть 180 меридиан! Вокруг него можно сделать кучу легенд. Например, вы первыми в мире встречаете новый день! И вот так с каждым регионом можно придумать свою уникальную вещь».
Дмитрий Куликов рассказал о новых типах туристов, которые сегодня приезжают на Дальний Восток. «В 2018 году мы первые плавали на сапах с китами на Шантарских островах. Я привез дрон, сделал снимки, которые разошлись по многим СМИ, интернету. Как говорили туроператоры, раньше на Шантарских островах туристами были шейхи, а сейчас сюда летят молодые девушки со всего мира исполнить детскую мечту и сфотографироваться с китом. Или Курилы. Основными туристами были взрослые мужчины, которые когда-то служили здесь и ездили вспомнить это время. После классной фотосессии поехал турист совершенно другой: много молодых людей, пары, которые увидели доступную, дикую красоту, которая есть на Курилах».
Юлия Оглоблина рассказала о росте интереса к сельскому туризму. «В прошлом году мы запустили акцию «Отдыхай в селе», где рассказывали о достопримечательностях, куда поехать в небольшие, сельские территории. Мы видим интерес к отдыху на природе, в тишине, горожанам хочется приобщиться к аграрной теме, особенно детям. В наших селах и деревнях сохраняются традиции, культура, история, и люди знакомятся с территорией с новой стороны».