Как следует из сообщения Moody's, устоять в кризис РФ помогли смягчение денежно-кредитной политики и введенные властями меры поддержки бизнеса. Благодаря этим мерам российская экономика "вступила в кризис с улучшенной макроэкономической стабильностью". Определенную финансовую устойчивость стране в период кризиса обеспечили низкий госдолг и наличие резервов. Moody's прогнозирует, что экономика страны начнет восстанавливаться в течение ближайших двух лет, однако рост ВВП возможен на уровне 1,5-2%, прирост инвестиций в российскую экономику останется на низком уровне, что обусловлено институциональными ограничениями, поскольку стране до сих пор не удалось взять под контроль коррупцию, а давление на бизнес остается по-прежнему высоким, отмечают аналитики.
Вместе с тем, эксперты прогнозируют, что уже к концу этого года объем госдолга достигнет 20% ВВП. Среди рисков для восстановления экономики - новые санкции западных стран, связанные с напряженностью в отношениях с Украиной, обвинениями во вмешательстве в выборы, применении химоружия и кибертакам. Напряженность, которая остается в отношениях РФ со странами Евросоюза и США, оставляет возможность для введения новых санкций. В частности, агентство допускает, что страну могут отключить от SWIFT. Вместе с тем, эксперты считают, что этот сценарий маловероятен.
Напомним, предложения отключить Россию от SWIFT поступали неоднократно после обострения отношений с Европой и США. В последний раз с таким предложением выступил Европарламент, приняв резолюцию с мерами воздействия на РФ за "эскалацию конфликта на юго-востоке Украины". В России уверяют, стране не страшно отключение от SWIFT, поскольку у России есть свой аналог международной платежной системы - Система передачи финансовых сообщений Банка России (СПФС). Ее разработали после первых угроз со стороны ЕС в 2014-м отключить Россию от SWIFT. Правда пока высокого интереса работать через эту систему у партнеров РФ за рубежом нет. За пять лет к ней присоединился только один китайский банк - АКБ "БЭНК ОФ ЧАЙНА" (АО). Помимо Китая, готовность работать с этой системой высказали также Турция, Франция, Швеция и Япония.