Posted 12 мая 2021, 14:09
Published 12 мая 2021, 14:09
Modified 7 марта, 13:43
Updated 7 марта, 13:43
Журналист Алексей Пивоваров в самом начале фильма напомнил о том, что Союз архитекторов России (САР) в рамках фестиваля «Зодчество» объявлял Всероссийский конкурс на лучшую концепцию по «ре-использованию» Мавзолея Владимира Ленина.
«Новые Известия» выяснили, что работы участников должны были приниматься до 19 октября минувшего года. Однако, вскоре после распространения данной новости президент Союза архитекторов России Николай Шумаков был вынужден официально объявить об отмене Всенародного конкурса идей на концепцию возможного использования здания Мавзолея В.И. Ленина на Красной площади.
Вот какое заявление в этой связи было опубликовано на сайте САР.
“И вновь о Мавзолее. Объявляя конкурс на создание банка идей, мы никак не ожидали подобного резонанса в обществе. С точки зрения здравого смысла это не что иное, как социологический или всякий другой опрос, коих в нашем обществе множество, – только выраженный языком архитектуры. Мы предложили, не затрагивая ни личность (В.И. Ленин), ни место (Мавзолей), обсудить, как можно использовать это пространство в будущем. Именно пространство – что и делается уже не первый год на Красной площади: зимой работает каток, летом – цветочные, книжные и прочие выставки.
Нам казалось совершенно нормальным собрать мнения по теме, которая давно обсуждается в обществе и возникает с определённой периодичностью последние десятилетия. Безусловно, проводить конкурс на волне такого оголтелого и беспочвенного осуждения Союза архитекторов в кощунственных действиях по отношению к истории и личности, – шаг совершенно бессмысленный, лишённый творческого подхода и нравственного отношения к профессии, которое мы все исповедуем.
В сложившихся условиях – да, единственно верное решение отказаться от этого конкурса. Но не от обсуждения темы, в которой нет ни намёка на то, в чём обвиняют организацию», – обратился ко всем президент Союза архитекторов России Николай Шумакова.
В своём обращении президент СА России Николай Шумаков уже сказал о том, что Совет по наследию обязательно соберёт всех, кого волнует дальнейшая судьба исторического здания Алексея Щусева.
В память о великом зодчем и его творчестве мы просто обязаны это сделать, чтобы спустя годы в здании Мавзолея действительно не открыли торговый или развлекательный центр, сувенирную лавку, коворкинг, кафе или пункт проката коньков. Все эти предположения мы цитируем по следам выступлений некоторых СМИ, которые радостно ухватились за «горячую» новость.
«И вот это огорчает более всего. Некоторые наши коллеги беззастенчиво искажают фразы комментариев, вырывают цитаты из контекста, хотя в эти дни никому из них не было отказано ни во встречах, ни в комментариях, ни в обсуждении интересующей всех ситуации.
«В связи с этим Союз архитекторов России официально объявляет об отмене объявленного ранее конкурса. Вопрос закрыт», – подытожил Николай Шумаков”.
Между тем Алексей Пивоваров рассказывает в видео крайне интересные вещи:
«Последняя из известных нам попыток захоронения тела Ленина, которая почти была доведена до конца, относится к 1999 году. Я на днях специально встречался с человеком, который в то время занимал очень высокий пост в Кремлёвской администрации и имел непосредственное отношение к тому, что тогда происходило.
Он рассказал, что действительно уже было понятно, что Ельцин уходит, и было решено, что он, как уже уходящий президент, который, собственно, похоронил коммунизм, может, так сказать, вбить последний гвоздь в крышку этого гроба и похоронить Владимира Ленина.
Всё было обсуждено, всё было уже почти разработано. Как сказал этот человек, «мы собирались похоронить его достойно, аскетично и быстро».
Был план – вынести тело ночью, и когда об этом будет объявлено, тело уже будет доставлено в Петербург и похоронено на Волковом кладбище.
Почему не получилось? Потому что, когда стали изучать юридические тонкости, выяснилось, что решение о перезахоронении может по закону о похоронном деле принимать только глава муниципалитета, а это тогда был Юрий Лужков, который был с Ельциным в жёстких контрах и никогда бы не подержал такое решение. И если бы Ельцин это сделал своим указом, то он наверняка бы получил судебный иск от коммунистов, возможно, от мэрии. Это ответственность уголовная. И поэтому в итоге никто тогда не решился выносить тело Ленина. Было решено, что такой иск даже уходящему президенту не нужен».
Эдвард Радзинский, писатель, историк:
«Произошло совершенно фантастическое. Главный борец с религией, величайший атеист Ленин был превращён в нетленные мощи, с которыми он всё время боролся и которые ненавидел.
Чем больше я занимаюсь этой странной историей, тем больше там видна улыбка. Назовём это улыбкой Господа, улыбкой судьбы, улыбкой истории.
И для того, чтобы покончить с вопросами – почему Ленин… Мы обратимся к любимцу Ленина – а их у него два, Маркс и Энгельс – Энгельсу. Он написал величайшие строки, которые бы Ильичу услышать заранее. Он написал, что люди, которые гордятся тем, что они сделали революцию, уже на второй день начинают понимать, что они не знали, что они сделали. Что та революция, которая получилась, совсем не похожа на ту революцию, о которой они мечтали. Это, пишет Энгельс, и есть гегелевская ирония истории.
…Мы живём в уникальной столице, где Кремль окружён кладбищем. Он окружён этой новой кремлёвской стеной, как пишет выспренно поэт, то есть с трупами, сожжёнными в крематории, которые втиснуты в эту самую стену. И центром этого кладбища является сооружение в ассирийском стиле построенное, под названием Мавзолей. И это не просто сооружение, это верховный храм религии. Когда Иосиф Виссарионович говорил, партия это есть орден меченосцев, он говорил абсолютную правду, это была религиозная большевистская секта.
Где, как положено в секте, есть учение, которое является абсолютной догмой, поэтому была принята при помощи Ильича (резолюция) - о недопустимости фракционности. Что это значит? О недопустимости другого мнения, которое идёт вразрез с мнением руководства партии. Как и положено в религии.
…Ему надо дать покой, так нельзя!
Я никогда не воспринимал это (захоронение Ленина – прим. «НИ») как мщение. Я воспринимал это как акт… Ну, невозможно… Та империя погибла, вот эта, большевистская. Я не знаю, возродится она, не возродится, это второй вопрос. И теперь стоит этот Мавзолей… То есть раньше, это действительно был центр страны, это начало и конец страны. а сейчас это для туристов. Вы понимаете, первое, что делает нормальный западный человек, он узнаёт, когда работает Мавзолей. В Китай и Вьетнам немножко далеко ехать, только там можно увидеть подобное, но это Азия, а мы же Европа всё-таки».
Алексей Юрчак, антрополог:
«Когда Ленин умер 21 января 1924 года в возрасте 53 лёт, не дожив до 54-го, не было идеи сохранения тела. То есть эта идея высказывалась, вроде бы, например, Сталиным на одном из собраний партии, ещё до смерти Ленина. Но, по большому счёту, основная масса руководителей была против этого. С той точки зрения, это казалось совершенно анти-материалистическим, такой анти-марксистский подход. И, поскольку действительно было очень холодно, тело не портилось долго. Оно было забальзамировано профессором Абрикосовым для того, чтобы его выставили в бывшем Дворянском собрании, в Доме союзов, куда шли толпы народа, чтобы проститься, потому что Ленин был очень важной фигурой».
Елизавета Лихачёва, директор Музея архитектуры им. А. В. Щусева:
«Надо было построить какой-то временный павильон, в котором тело должно было храниться какое-то время. Скажем, в течение двух-трёх недель. Неотапливаемое, разумеется. И тогда Щусев на скорую руку сколотил то, что там стояло два года, вот эту вот деревянную конструкцию. Которую он поставил – и это довольно важно – на границе бывшего рва. Там же ров был, где кладбище кремлёвское сейчас, это не границы площади. Мавзолей стоит ровно на границе площади, то есть он не заступает на историческую Красную площадь. Первый Мавзолей стоял чуть ближе к ГУМу, то есть он стоял на площади. По сути это деревянный сарай.
Никогда не забывайте о том, что Алексей Викторович Щусев – кавалер ордена Святейшего Синода, и что он строил Почаевскую лавру, Марфо-Мариинскую обитель, он очень хорошо знал , что такое поклонение мощам.
Когда принимается окончательное решение о сохранении тела вождя, Щусев делает что-то более приличное. Он берёт за основу довольно интересную форму, он берёт зиккурат. Это типология, которая пришла к нам с Ближнего Востока. Самой известной такой постройкой является зиккурат в Уре.
Главная прелесть зиккурата состоит в том, что никто не знает, что это.
Когда в 1927 году он выигрывает конкурс на постоянный Мавзолей, он строит вот это, то, что мы с вами сейчас знаем, как Мавзолей».
Лев Данилкин, автор биографии Ленина:
«Начало 20-ых года – это мода на всё египетское. Картер раскапывает гробницу Тутанхамона. Тема мумий, всё египетское было модно в дизайне. В газетах постоянно писали про эти раскопик. Это был такой постоянный информационный фон.
И вот на что могли ориентироваться Красин, Бонч-Бруевич. Особенно от Бонч-Бруевича и могла явиться вот эта странная идея таких альтернативных мощей, которая наложилась на вот эту моду на всё египетское, связанное с мумиями и на квази-религиозный культ Ленина, который к моменту его болезни уже существовал».
Алексей Уминский, настоятель храма Святой Троицы в Хохлах:
«Я воспитывался в обычной советской семье, папа у меня был членом Коммунистической партии, мама учителем в школе. И вся эта история с пионерами-героями, с дедушкой Лениным, когда он был маленьким, «с кудрявой головой, он тоже бегал в валенках по горке ледяной». Всё это было совершенно естественной такой агиографией такого коммунистического православия, которое было вполне канонично, скажем так.
И, конечно, это было разрушение этой веры, этой религии, когда я стал христианином. Когда я понял свой путь ко Христу, конечно, я всю эту плёнку тогда перематывал, перематывал и перематывал.
Но я тогда не понимал, что это религия, вот в чём дело. Я не осознавал этот путь как религию. Но тем не менее я (со временем) понял, что это была религия, что это была анти-церковь со своими анти-святыми, со своими замещёнными мучениками, со своим замещённым Великим Вселенским Собором в виде съездов КПСС, со своей догматикой, со своими пророками. Была вот такая религиозная подмена, которая великолепным образом работала на сознание масс».
Александр Невзоров, журналист, автор книги о работе мозга:
«Нет в мире больше ни единого препарата и образца мозга, который был бы изучен так, как изучен мозг Ленина. Исследование продолжалось 50 лет. Было сделано 32 000 микропрепаратов головного мозга Ленина. Весь мозг, естественно, был перед препарированием, перед разделением на тончайшие слои, великолепным образом картирован (картировать – отражать на карте), обсчитан. Была полностью обсчитана площадь коры, по крайней мере, правого полушария. Левое было поражено настолько (в результате инсульта), что его исследование вообще не представлялось возможным.
Всегда, ознакомившись с результатами книги и этих работ, Наркомздрав запрещал публикацию, потому что нигде не было выявлено никаких чрезвычайных и особых свойств этого мозга.
Обнаруженная вариативность присуща абсолютно всем мозгам, это есть, грубо говоря, у каждого третьего.
Сделав гистологию, даже у присутствующих мы наверняка найдём предельно крупные пирамидные нейроны, но это абсолютно не означает, что кто-то из нас готов лезть на броневичок».
Елизавета Лихачёва, директор Музея архитектуры им. А. В. Щусева:
«Представляете, сохранение плоти на протяжении почти ста лет, практически в неизменённом виде – ну, это ведь просто уникальная научная история. Его нельзя захоранивать хотя бы из этих соображений.
Я не испытываю никакого пиетета перед Владимиром Ильичём Лениным, как перед святыней. Я, безусловно, уважаю его как политика, он, чего греха таить, талантливый был человек. И, с точки зрения истории, память о нём надо хранить.
Я бы, может быть, убрала его из Мавзолея, мне кажется неправильным, что тело является как бы общественной частью жизни города, но я бы, совершенно точно, оставила бы Мавзолей, я считаю, это совершенно гениальная штука. Это монумент своего времени. Я бы там открыла музей. Музей тела Ленина.
…Я могу сказать, почему он до сих пор там лежит. Потому что советская власть ещё не кончилась.
Слушайте, как бы мы там ни относились к себе, мы, конечно, сильно не похожи на наших родителей в нашем возрасте, но давайте будем честны: мы все оттуда родом.
Момент захоронения будет окончательной точкой. Я думаю, это произойдёт лет через 15-20. Маятник исторический, сорок лет...».
Евгений Доровин, член партии КПРФ:
«Этого не будет (речь о захоронении Ленина – прим. «НИ»). Русские ещё не стали иванами, не помнящими родства. Многое зависит от народа. Хотя, конечно, решающую роль играют руководители государства. И, к счастью, сегодняшний руководитель государства не поддерживает ту позицию, которой придерживался его предшественник. Потому что и молодёжь, и среднее поколение, не говоря уже о нашем поколении, в основном, всё больше обращается туда и смотрят, а как же жили раньше и почему мы так живём сегодня».
Сергей Фирсов, историк:
«Ленин всегда живой, Ленин всегда с тобой В горе, в надежде и радости. Ленин в твоей весне, В каждом счастливом дне, Ленин в тебе и во мне!».
Вот жалко, что Зигмунд Фрейд не дожил до этой песни. Советская песня, официальная, красивая. Замечательно. Психоаналитики могли бы много чего, вспоминая вновь Зигмунда Фрейда, по этому поводу сказать. Увы, не сказали. А напрасно. Так что Ленин всё равно пребывает “в тебе и во мне”!».
Посмотреть выпуск о Ленине целиком можно здесь.