Удивительные цифры привел в своем блоге московский филолог и преподаватель Высшей школы экономики Михаил Павловец. Он напомнил своим читателям, что за последние 15 лет он со своими коллегами несколько раз опрашивали первокурсников филологических факультетов педагогических вузов о том, какие произведения школьной программы они читали целиком, какие - в сокращении, какие - в пересказе, какие - не читали вовсе. Результаты тогда получились обескураживающими: будущие учителя литературы в своем большинстве программных книг не читали!
А что же сегодня? – задался вопросом автор, и решил повторить свой опрос на филфаке ведущего вуза страны - НИУ ВШЭ.
«Результаты пока не подведены (да, их нельзя считать в строгом смысле социологическими, но определенным образом объективную реальность они отражают). Могу сразу сказать, что полученные результаты не сильно разнятся с тем, что было 13 или 8 лет назад на филфаках педов. Так, скажем, из 34 опрошенных студентов 3 курса «Мертвые души» Гоголя в школе в отрывках читали 6 человек, а еще двое - в кратком пересказе (почти четверть целиком не читали); «Войну и мир» Толстого из 34 человек 11 прочитали роман в отрывах, и еще трое - в кратком пересказе (больше трети!)
Тем же, кто скажет – «ну, понятно, это же Вышка», напомню, что:
а) в Вышке учатся те, кто сдал ЕГЭ по литературе под 100 баллов либо победил на Олимпиадах высшего или 1 уровня;
б) подавляющее большинство из них учились в лучших школах у выдающихся учителей, большинство из которых свято убеждено, что у них-то «читают все»;
в) когда я показывал еще результаты 2008 и 2013 года учителям-словесникам - они горько смеялись и говорили, что – «то те, кто на филфак поступил - а в обычных школах результаты еще хуже».
Кстати, да - я бы с огромным удовольствием дал пройти наш опрос:
а) студентам филфаков сегодняшних педвузов
б) выпускникам обычных школ, не желавшим поступать на филфаки.
Тем более что Министерству Просвещения такие опросы совершенно неинтересны: там уже давно смирились с тем, что на уроках литературы тексты не читают, а проходят. Общество тоже это в целом устраивает.
Между прочим, из 34 опрошенных главной причиной, что мешало им читать программные произведения в школе, 17 человек назвали «Было неинтересно» (ровно половина!). А 6 человек – «вызывал неприятие сам предмет литература». И только двое написали – «практически все читала»
Как минимум можно сделать вывод, что не уроки литературы привели многих из таких ребят на филфак. И да, это очень крутые ребята, реально широко и разносторонне начитанные, причем не только на русском языке - на филфаке в Вышке учиться очень трудно…»