В частности, в Кодексе говорится, что члены Общественных наблюдательных комиссий не могут разглашать полученную от заключенных информацию без их согласия. Также членам ОНК запрещено проявлять грубость и высокомерие, делать «предвзятые замечания» и выдвигать «необоснованные обвинения» по отношению к заключенным, представителям мест принудительного содержания и органам власти.
Кроме того, представителям ОНК нельзя допускать высказываний, заявлений, обращений от имени ОНК, не будучи на то уполномоченными председателем комиссии.
В случае нарушения Кодекса членам Общественных наблюдательных комиссий грозит предупреждение. Если в результате нарушения наступили «негативные последствия», то полномочия члена ОНК могут прекратить.
Члены Общественных наблюдательных комиссий осуществляют контроль за соблюдением прав человека в исправительных колониях, СИЗО, спецприемниках и других местах принудительного содержания. Недавно Общественная палата исключила из ОНК Марину Литвинович, которая активно информировала общественность о происходящем в СИЗО с арестованными по резонансным делам. По ее словам, причиной послужил рассказ об очной ставке Любови Соболь с потерпевшей по делу о проникновении в квартиру семьи сотрудника ФСБ Константина Кудрявцева. На сайте ОНК сообщалось, что на Литвинович поступали жалобы — якобы она разглашала данные следствия, распространяла недостоверную информацию и проч.