Улицы китайских городов были запружены прокатными велосипедами в середине 2010-х, сообщает AFP. В то время инвесторы бросились финансировать велосипедные стартапы, многие из которых, вроде Ofo и Mobike, уже не существуют. Байкшеринг предлагал в прокат недорогие велосипеды, которые можно было разблокировать с помощью приложения и припарковать практически в любом месте. Однако велосипедизация не удалась.
Велики заполонили не только велосипедные дорожки, но и тротуары и проезжие части. Пользователи парковали их где попало, а часто просто бросали в кусты. Эта проблема знакома жителям многих городов по всему миру: в Вашингтоне велосипеды собирают по станциям метро, а в Мельбурне достают со дна одноименной реки. Многие велосипеды китайских прокатных компаний были разломаны, другие украдены. Когда в прошлом году вспыхнули ковидные бунты, велики оказались удобной вещью для строительства баррикад. Словом, для властей и горожан они стали не решением транспортной проблемы, а головной болью.
В 2018 году разорился первый стартап по прокату велоспедов, Ofo: владельцы не смогли вернуть долги по депозитам пользователей. Тогда появились первые велосипедные кладбища. С тех пор этих нагромождений тысяч разноцветных недорогих велосипедов с логотипами Hellobike, Didi и Meituan становится все больше. На свалки свозят не только искореженные велики, но и те, что вполне можно было бы починить, но проще выбросить. А ведь велотранспорт ассоциируется с осознанным потреблением и «зеленым» образом жизни.
Сейчас велосипеды соперничают за место в китайских городах с электронными скутерами – вслед за Парижем и Калифорнией их прокат открылся и в Китае. А превратившийся в хаос велопарк власти поклялись обуздать. Из центра Пекина в этом году планируют убрать 44 000 велосипедов, оставив в городе не более 800 000 единиц.