Личный опыт: как журналисты выживали на прожиточный минимум

Личный опыт: как журналисты выживали на прожиточный минимум

20 апреля 2021, 14:23
В марте 2021 года журналисты башкирского издания Mkset 24-летняя Карина Мамаева и 50-летняя Татьяна Майорова решились на эксперимент — ровно месяц они жили на прожиточный минимум, который сейчас составляет 10 641 рубль. В эту сумму не вошли расходы на кредиты, аренду жилья или ипотеку.

Во время социального эксперимента «Прожиточный минимум: Выжить любой ценой» корреспонденты вели «дневники». В этом материале мы коротко перескажем то, о чем они там писали. Итак, перед экспериментом Майорова не сомневалась, что проживет на прожиточный минимум — она проживает с дочерью, работает на удаленке, имеет свой огород и место для длительного хранения овощей. На начало эксперимента у журналистки также был небольшой запас круп, полуфабрикатов и медикаментов. Вместе с Майоровыми в доме живут три кота и три собаки.

Вторая участница эксперимента сразу вычла из суммы прожиточного минимума квартплату — она прописана в квартире вместе с родителями и двумя братьями. На одного человека пришлось 1853 рубля. Отметим, что сама Мамаева проживает в съемной квартире, но для чистоты эксперимента решила учесть сумму за ту квартиру, где она прописана. На начало эксперимента у нее также имелся небольшой запас продуктов. При этом девушка сразу сообщила, что любит ходить по барам и кофейням по выходным, и надеялась сделать свой досуг бюджетнее.

Эксперимент начался 15 марта. 17 числа Майорова сообщила о первых тратах — деньги ушли на питание домашних животных. Она приобрела 20 буханок хлеба у местного предпринимателя (также было и до эксперимента). Таким образом, журналистка потратила 560 рублей. Также она потратилась на такси, так как не успевала на судебное заседание, о котором писала статью — минус 69 рублей. Первые дни Майоровы питались гречкой и соленьями, которые достали из погреба.

«Подводя предварительный итог, записываем: мой прожиточный минимум за три дня уменьшился на 629 рублей. Скоро на карту „капнет“ аванс, и наступит пора платить по счетам (коммунальным). Это будет в конце недели», — подвела Майорова предварительный итог 17 марта.

18 марта о предварительных результатах рассказала Мамаева. «Вместо экономии я начала съедать все подряд. Мне все время дико хотелось есть и даже после приема пищи я чувствовала голод», — поделилась с читателями девушка. Во второй и третий день эксперимента она сходила лишь на йогу, абонемент на которую был куплен еще до «выживания». На транспорт корреспондент не тратилась, так как «кружок» находится рядом с домом. Поход в магазин Мамаева запланировала на выходные, поэтому ела то, что было в холодильнике — например, смешала морскую капусту с вареным яйцом и майонезом.

Первая трата у Мамаевой случилась 18 марта — 60 рублей списались со счета за оплату мобильного банка. «Напомню также, что ранее я уже вычитала деньги за оплату ЖКХ, поэтому на сегодняшний день у меня осталось 8 728 рублей», — отметила журналистка.

Следующие итоги журналистки подвели 22 марта. Майорова, живущая в частном доме, раскошелилась на ЖКУ, мобильную связь и интернет. На все про все ушло 5645 рублей. «То есть коммунальные платежи забрали даже чуть больше половины прожиточного минимума. Жутковато представить, как живут люди, у которых реально в распоряжении только один прожиточный минимум. На жизнь остается всего-ничего, а прошла только одна неделя нашего социального эксперимента», — констатировала корреспондент.

Майорова с дочерью питались заготовками с лета — кабачковая икра, салаты, соления, борщ. Один раз дочь сварила пельмени. Мать постилась. Также в рационе был тыквенный крем-суп, запеченная картошка, рассольник с перловкой. К концу первой недели эксперимента у Майоровой осталось 4367 рублей.

Другая участница эксперимента питалась гречкой и оладьями, которые пришлось готовить из скисшего молока и на которые пришлось потратить 69 рублей, чтобы купить муку. К счастью, вкусняшки ей принесли младший брат с девушкой, которые пришли в гости. В выходные, как и планировала, девушка пошла в магазин, где старалась брать продукты со скидками — покупка вышла на 1021 рубль.

«Также в субботу вечером наедине со своим прожиточным минимумом я не осталась. Вместе с родителями мы сходили в гости к родственникам — еще одно бесплатное развлечение. Только вот на дорогу пришлось потратить больше 200 рублей — туда на автобусе, а обратно на такси. Ужас!», — рассказала Мамаева. Также у нее со счета списалось 300 рублей за мобильную связь и 199 рублей за подписку на Яндекс.Плюс. Таким образом, к 22 марта у журналистки осталось 6 831 рубль.

На второй неделе эксперимента Майорова потратила еще 560 рублей на хлеб для собак. Еще 70 рублей ушло на молоко для дочери. Питались Майоровы запеченным в духовке картофелем с кабачковой икрой, лечо и маринованными помидорами домашнего производства, потом сварили гороховую кашу, затем приготовили овощное рагу с бульоном, винегрет и перловую кашу. «С тоской смотрю на покупки, приготовленные в виртуальной корзине моего любимого интернет-магазина, но до 15 апреля я не имею права на такую роскошь. Не до шопинга сейчас», — писала участница эксперимента в своем «дневнике».

«Наблюдая за своим самочувствием, обнаружила, что начала худеть, это видно и по одежде, и на весах. Почти нормализовался сахар в крови, перестали беспокоить боли в правом боку после еды», — Майорова вынесла положительное из эксперимента. После двух недель у нее осталось 3737 рублей.

Мамаева, в свою очередь, на второй неделе эксперимента сварила борщ, макароны и пожарила курицу, побаловала себя и витаминным салатом. На неделе она сходила с подругой прогуляться, на что было потрачено около 300 рублей. На выходных девушка также сходила на бесплатный женский стендап, но там она приобрела два бокала самого дешевого напитка в баре, потратив 400 рублей.

«Сейчас мне очень необходимы новые джинсы и хотя бы несколько футболок или блузок, чтобы носить с пальто. Поход в магазин с пометкой „эконом“ не увенчался успехом. Я не могу себе позволить на середине эксперимента потратить тысячу рублей на джинсы», — огорчилась Мамаева. В продуктовом магазине она тоже решила особо не тратиться, купив только самое необходимое.

«Ослабевшая зависимость от еды подарила мне легкость в прямом и переносном смысле. Кушаю только тогда, когда правда хочется. Не перебиваю аппетит ненужными нашему организму продуктами. Не покупаю шоколадки и чипсы. Простая еда стала в разы вкуснее. Мне нравится это состояние», — отметила 24-летняя участница социального эксперимента. У нее осталось 4943 рубля.

Третья неделя эксперимента прошла у Майоровой под эгидой кулинарных экспериментов. Сначала она приготовила винегрет с яблоками вместо горошка, потом кабачки с грибным бульоном, затем овощи без мяса в соусе «Том Ям» и бульон из домашних салатов.

«Подытоживая события третьей недели эксперимента, пришло понимание: жить (а точнее выживать) постоянно в таких условиях становится трудно психологически, в голове махровым цветом распускается комплекс неполноценности, особенно на фоне рекламы мясных и прочих деликатесов», — с грустью констатирует Майорова. К концу третьей недели у нее осталось 2827 рублей.

Мамаева тоже на протяжении третьей недели готовила из того, что было в холодильнике. При этом девушка соскучилась по фруктам, творогу и сыру. Так как были нужны весенние вещи, журналистка отправилась в сэконд-хэнд. Там она нашла даже брендовые вещи, однако ей из понравившихся вещей подошло только платье-рубашка за 550 рублей. В выходные девушка все же зашла в продуктовый магазин, где потратила 1150 рублей. Также в недельные расходы вошли расходы на транспорт и посиделки с друзьями. В итоге у Мамаевой осталось 2217 рублей.

На четвертой неделе Майоровы решили приготовить роллы, используя набор, который родственники подарили на 8 марта. В качестве рыбы использовали сайру из банки, шпроты и крабовые палочки. На еду для питомцев ушло 1180 рублей. Также у журналистки закончился антикоагулянт, который стоит больше трех тысяч рублей. Но она решила не тратиться на него, так как сделала прививку от коронавируса. «Если бы возникли реальные проблемы со здоровьем, я была бы вынуждена прервать эксперимент и залезть за деньгами в заначку», — отметила Майорова.

Вместе с тем, у счетчика воды закончился срок годности, заменить его необходимо до начала мая — иначе штраф. Его журналистка заказала в популярном интернет-магазине. Чтобы не тратить деньги на доставку, ей пришлось набрать товаров до одной тысячи рублей. При этом к концу эксперимента у участницы заканчивался сахарный песок, который она покупает в 50-килограмовом мешке, стиральный порошок, запасы лука и моркови. За четыре дня до конца эксперимента у корреспондента осталось 637 рублей.

А вот у другой участницы эксперимента на четвертой неделе были трудности посерьезнее — ведь у ее мамы был день рождения. «Честно скажу, я много думала, как поступить. Были варианты бесплатные — от творческих до рукодельных. Но, извините меня, дарить маме стишок или открытку, сделанную своими руками, в 24 года — это как-то несерьезно», — пишет Мамаева. В итоге она решила подарить матери с отцом два билета в театр, они обошлись в тысячу рублей. На выходных журналистка также выехала с друзьями на пикник. Траты на него составили 250 рублей + еще 90 рублей на проезд.

«Живя на эти деньги каждый месяц, я ни за что бы не смогла откладывать на путешествие или исполнение любой другой мечты, мне бы не хватило на лекарства и обследования, если бы здоровье подвело. Пришлось бы забыть о маникюре и окрашивании волос. О новой мебели для дома и уж точно о технике. В любом случае без кредитов такие покупки бы не обошлись. И все это достаточно грустно», — подвела предварительный итог эксперимента Мамаева. На последние дни у нее оставалось 207 рублей.

Последние деньги Майорова потратила на хлеб для собак и бутылку молока. К концу эксперимента у нее осталось 13 рублей. Пришлось снова питаться овощными блюдами.

«По большому счету мы справились с экспериментом и прожили месяц на обозначенную сумму. Но при этом почти в каждом тексте мы с коллегой, которая тоже участвует в эксперименте, отмечали, отчего вынужденно отказываемся и на что обязательно потратим средства по окончании эксперимента», — говорит Майорова. По ее мнению, величина прожиточного минимума должна быть в два раза больше.

«Задача, которую мы перед собой поставили, была — не устраивать „цирк с голодовкой“, а на практике понять, на что реально хватает этих денег. Теперь мы точно знаем — их хватает на самый минимум: коммунальные расходы, скромный набор продуктов (без свежих овощей, фруктов и сладостей), проезд, медикаменты. При этом стоит учесть, что на прожиточный минимум в нашей стране живут зачастую пенсионеры, инвалиды и другие люди с ослабленным здоровьем, что само по себе предполагает необходимость улучшенного питания и создания комфортных условий жизни. Мы решили показать, что на сумму прожиточного минимума нормально жить нельзя! На нее можно только бедствовать, едва сводить концы с концами!», — пришла к выводу участница эксперимента, предложив чиновникам также поучаствовать в нем.

Прочитать все рассказы участниц эксперимента можно здесь.

#Общество #Новости #Башкирия #Журналистика #Прожиточный минимум #Эксперимент #Бедность
Подпишитесь