Posted 20 апреля 2021, 15:04
Published 20 апреля 2021, 15:04
Modified 7 марта, 14:02
Updated 7 марта, 14:02
«Есть то, что нужно всегда подчёркивать, и это уникальное, я думаю, явление в мировой политике. Речь о связи Америки и Европы по вопросам ценностей, или по вопросам «общей судьбы», как здесь говорят. Общей судьбы, которая сплотила Западную Европу и Америку после Второй Мировой войны - сначала победой над Гитлером, потом противостоянием Советскому Союзу и коммунизму во время холодной войны, и затем победой над коммунизмом уже в 1990 – 1991 годах, - как здесь это видят и интерпретируют.
Считается, что вот эта связка, даже не партнёрство, а судьбоносный союз между Америкой и Европой – неразрушим. И сегодняшние элиты в нём так и живут.
Поэтому, я думаю, что на самом деле, если встанет вопрос, что важнее – идеология, то есть моральная сторона вот этого союза или экономические отношения, то в нынешнем истеблишменте в Европе всё-таки люди будут отдавать предпочтение первому, тому, что нужно идти с Америкой, ни в коем случае не отказываться от Америки. И будут готовы разрушить отношения с Китаем, чтобы не потерять Америку.
Если Америка поставит вопрос ребром – вы покупаете технологии только у нас, а не в Китае, то я думаю, большинство стран Европы, особенно восточно-европейские страны, встанут на сторону Америки.
Но я скажу, что это так именно сейчас. И уже сейчас это, может быть, меняется. Потому что европейцы тоже должны понимать, что это значит для них.
Во-первых, Америка уже не тот высокоморальный лидер для Европы, каким она была, может быть, до 1990 года, когда действительно было идеологическое противостояние, когда жили с пониманием хорошего и плохого, чёрного и белого.
Америка стала жандармом во всём мире. И возникает вопрос, а хочет ли Европа оставаться на следующие десятилетия вассалом США?
Но возникает ещё и такой вопрос: а что делать европейцам, если они всё хотят решать совместно, то есть консенсусом внутри Европы? Восточно-европейские страны однозначно не хотят лидерства Европы, Франции и Германии, ориентированы только на Вашингтон, в Западной Европе где-то готовы на эмансипацию со стороны Америки, но не слишком большую, сами не знают, насколько они хотят.
В самом правительстве Германии есть разногласия. Я думаю, что Меркель скорее трансатлантистка, но готова с Россией работать и защищать «Северный поток 2» от американцев. Есть министр экономики Альтмайер, который вообще считает, что с Россией надо сближаться и вести экономические связи. Есть люди в правительстве, которые хотят закупать вакцину «Спутник V» немедленно.
И есть фрау Крамп-Карренбауэр, министр обороны, которая говорит, что Россия враг.
Вот такая ситуация. Сейчас мы в таком мире живём, где карты полностью перемешаны, где есть расколы, раздвоения и разлады, фактически, во всех институтах.
Это опасное время, потому что оно может закончиться хаосом. Но может закончиться в конечном итоге какой-то стабильностью, если всё-таки большинство игроков в этом мире всё-таки будут готовы создать более прочный многополярный мир.
Как будет выглядеть мир, Европа… Я сам просто сгораю от любопытства, как политолог. Но я думаю, мы ещё долго будет находиться в этой неопределённой фазе».
Посмотреть интервью с Александром Раром целиком можно здесь.