Posted 13 апреля 2021, 16:02

Published 13 апреля 2021, 16:02

Modified 7 марта, 13:41

Updated 7 марта, 13:41

Рижский журналист, зверски избитый на концерте «Алисы», стал инвалидом

13 апреля 2021, 16:02
Осенью 2019 года во время концерта рок-группы «Алиса» в Риге произошёл ужасный случай с известным в Латвии русским журналистом Игорем Мейденом: на этом мероприятии, куда он пришёл снимать фоторепортаж, Игорь получил от кого-то из присутствовавших сильнейший удар по голове, после чего восемь суток провёл в коме.

Теперь Игорь инвалид I группы, а виновник трагедии до сих пор не найден. Чисто по-человечески огорчает, возмущает и удивляет и то, что со стороны рок-группы (чьим поклонником, кстати, журналист был с 1985 года) он не услышал в свой адрес даже какого-нибудь банального «Держись!». Не говоря уже о том, что Константин Кинчев, который относит себя к «православным рокерам», мог бы обратиться к своим фанатам с призывом помочь найти свидетелей вопиющего инцидента. Мог бы, но, увы, почему-то не сделал этого. Может быть, ещё сделает?

Мария Дубинская

«В какой-то момент я упал. Лежал на полу, истекая кровью. Была лужа кровищи. Кровь текла отовсюду: из ушей, глаз, носа… Реально чувствовал и понимал, что умираю. Видел всё, что описывают те, кто «вернулся»: коридор, как я ухожу по нему…», - Игорь рассказал мне подробности ЧП, от которых просто мороз по коже.

С Игорем Мейденом мы в своё время много лет вместе проработали в латвийской русской газете «Вести Сегодня», самой крупной русскоязычной ежедневке Евросоюза, а впоследствии и единственной.

Игорь блестящий профессионал и прекрасный человек, его публикации помогли очень многим людям и инициировали решение многих острых общественных и экологических проблем. Игорь был нашим главным редакционным путешественником, который объездил полмира, побывал в самых экзотических уголках планеты; бывал, конечно, и в России, откуда неизменно привозил интереснейшие репортажи и интервью. А ещё, Игорь всегда любил рок-музыку, даже псевдоним взял в честь британской рок-группы Iron Maiden.

Трагедия, которая произошла с ним, повергла в шок не только близких Игоря, но и всё журналистское сообщество Латвии.

Конечно, самое главное то, что он вообще сумел выжить после случившегося, но вопрос о том, кто же нанёс тот роковой удар на рок-концерте, остаётся открытым. Расследование всё ещё не окончено.

«В инвалида I группы меня превратил кто-то из охранников Кинчева и из его поклонников, всё это было сделано, так сказать, одновременно, была жуткая куча мала. Всё произошло 19 сентября 2019 года. Организатором концерта «Алисы» в Риге была известная латвийская компания Art Ritmi и я устно договорился о проведении фотосъёмки с директором этого концертно-театрального агентства Ольгой Дайн. «Первые три песни снимешь около сцены, а потом выбирай себе любое удобное место и уже снимай оттуда», - сказала она мне.

Я так и сделал. Первые три песни фотографировал около сцены, а затем начал отходить вглубь зала, поменял объектив и встал около звукового пульта, откуда продолжил снимать происходящее на сцене. Стою, делаю кадры, никого не трогаю.

Тут внезапно из темноты выныривает жена Кинчева, буквально наскакивает на меня, пытается выхватить фотоаппарат. Я говорю ей, подождите, подождите, всё в порядке, и убираю фотоаппарат. Но она будто не слышит меня, начинает махать руками охранникам, мол, бегите сюда, бегите, и со всех сторон на меня тут же понеслись эти бугаи.

Они у меня тоже начали выдёргивать фотоаппарат, стали прижимать меня к стене, хватали за руки, тянули то в одну сторону, то в другую… Там просто какой-то ад был! Один охранник вообще придавил меня к стене и вцепился в мою шею зубами. Совершенно бешеные люди!

Тут же из темноты выскакивает и директор группы Титов, тоже в разъярённом состоянии, и так же начинает меня пихать, толкать, опять же, выдёргивать фотоаппарат. Я всё повторяю им – успокойтесь, у меня есть договорённость о съёмке с организаторами концерта. Но никакого действия мои слова не возымели.

Жена Кинчева кричит: «Да мне плевать, с кем и что ты там согласовал!». Я говорю, ну, как это – «плевать», я журналист, выполняю редакционное задание... Показываю им своё удостоверение, но вижу, что в ответ просто какая-то неадекватная реакция, сплошная агрессия, и понимаю, что мне не нужны вот эти вот неприятности, лучше уйти. Подождите, говорю, убираю фотоаппарат и действительно поворачиваюсь, чтобы уходить. И тут меня хватают и тащат куда-то в коридоры концертного зала «Палладиум».

Здесь меня опять начинают толкать, бить, тянуть во все стороны, опять пытаются выхватить фотоаппарат, а я опять стараюсь его как-то закрыть, чтобы защитить – всё-таки дорогущая профессиональная техника. И в этот момент получаю сзади сильнейший удар по голове. Всё поплыло. В полуобморочном состоянии, каким-то образом я, качаясь, продолжил ковылять к выходу.

Приехала скорая. Посмотрели на меня: «А, ну, ничего такого». Но спросили, поеду ли с ними. А я же вот-вот отключусь, еле соображаю, - пробормотал, что не поеду, а они начали про подписание отказа что-то говорить. Просто невероятно! Человека надо было брать под белы рученьки и срочно везти в больницу, но они этого не сделали.

Перед сценой в это время бесновались обезумевшие фанаты группы, среди которых было полно скинхэдов-неонацистов.

Но я в тот момент больше не повторял девиз алисоманов «Мы вместе!», я был в стороне, я – умирал. Я помню, как уже уходил из этого мира, а рядом со мной была Оксана Осипова – мой верный и преданный друг, мы с ней дружим с детского садика, кажется, уже 36 лет, она держала в своих руках мою голову, и как-то старалась сделать так, чтобы мне было не так больно и страшно», - рассказал Игорь.

Кое-как, не совсем понятно, как именно, Игорь сумел немного прийти в себя, хотя истекал кровью, и вместе с друзьями поехал в полицию писать заявление, давать показания. Затем он добрался домой и уже там потерял сознание; на этот раз скорая помощь доставила его в больницу.

«Я был поклонником «Алисы» с 1985 года, с первого альбома «Энергия». Наверное, я один из старейших алисоманов Латвии! Точнее – был им.

Кинчев, почему же вы промолчали? И самому Константину, и всей группе «Алиса», и её безумным фанатам я хочу сказать: больше мы НЕ ВМЕСТЕ!

Кинчев мог бы уже сто раз обратиться к своей «армии “Алисы”» и сказать: ребята, отвечайте за свои поступки, блин!

А ещё, конечно, считаю, что он мог бы уже сто раз поддержать меня: держись, парень, бывает, держись!

Но – нет: по его мнению, фаны «Алисы» это, наверное, сплошные святые, он же постоянно рассказывает о том, что на его концертах на слушателей снисходит благодать!», - с горькой усмешкой отмечает Игорь.

«Директор группы «Алиса», разумеется, знает о случившемся. Как только я вышел из комы и вернулся домой, ему при мне позвонили и рассказали о том, что со мной произошло. Но никакой реакции не было. В кусты, в кусты!», - поделился журналист.

Игорь уверен: на самом деле, удар по голове был нанесён настолько точно и профессионально, что можно смело говорить именно о намерении убить его, внутримозговое кровоизлияние было сильнейшее.

Врачи спасли моего коллегу буквально чудом. Образовалась огромная гематома, восемь суток он провёл в коме, но выжил. У Игоря развился паралич левой части тела, потребовались четыре серьёзные операции и длительная реабилитация, деньги на которую собирали всем миром.

Верные друзья помогли Игорю переоборудовать ванную комнату и кухню, чтобы он мог самостоятельно мыться и готовить еду. Часто навещают его, чтобы помочь по хозяйству.

«Восстанавливаться я продолжаю до сих пор. Ежедневно посещаю специальные тренировки, прогресс заметен. Я даже ходить заново научился, правда, пока только с палочкой, конечно. Ко мне недавно невролог приходила и сказала, что после такой тяжелейшей травмы у меня лучшее состояние из возможного в принципе!», - говорит Игорь.

В общем, он не падает духом, наш Игорь. Он не из тех, кто сдаётся, он сумел сохранить жизнерадостность и оптимизм.

Что касается следствия, Игорь считает, оно может длиться, «пока не протухнет». Всё происходит очень медленно.

По факту нападения на журналиста Игоря Мейдена и нанесения вреда его здоровью в сентябре 2019 года в Риге был начат уголовный процесс. Но конкретные виновные до сих пор не выявлены и не наказаны.

«Я работаю по этому делу с осени прошлого года. Сразу вышел на следователя, который ведёт дело и сказал, что хотел бы пообщаться как адвокат со стороны потерпевшего, на что получил отказ. Это было странно. Тогда я оформил официальный запрос в полицию и получил ответ, мол, следстве ведётся, а разъяснений не будет», - рассказал рижскому еженедельнику «Суббота» Михаил Черноусов, адвокат Игоря Мейдена.

«Но вот, буквально на днях, мы в конце концов достучались до сотрудников прокуратуры. Они написали запрос в полицию: почему вы так плохо работаете, почему при таком количестве доказательств, свидетелей и возможных «ниточек» вы ничего не делаете? Ответа пока нет. Но мы будем пытаться достучаться и до Генеральной прокуратуры Латвийской Республики.

Кстати, все имена и фамилии тех, кто тогда приехал с группой «Алиса» в Ригу из Санкт-Петербурга, нам известны, как и имена и фамилии всех охранников с российской стороны», - пояснил мне Игорь. За безопасность на концерте отвечала латвийская компания Defender, в состав которой входили как латвийские охранники, так и секьюрити «Алисы».

Итак, группа «Алиса» и её менеджмент, получается, попросту проигнорировали жуткое происшествие и даже не попытались хоть как-нибудь поддержать журналиста, что, согласитесь, было бы совершенно логично и НОРМАЛЬНО, да что там – просто по-человечески.

Несмотря на это, Игорь Мейден выражает надежду на то, что через публикацию в «Новых Известиях» удастся достучаться до совести рок-музыкантов и Константин Кинчев всё-таки обратится к своим слушателям и поклонникам с призывом поделиться подробностями произошедшего на рижском концерте в 2019 году.

А было бы, конечно, ещё лучше, если бы «Алиса» провела и собственное расследование этого кошмарного инцидента, поскольку в нём, похоже, замешана и непосредственно охрана группы, а не только её обезумевшие фанаты.

Мировая практика знает немало случаев, когда люди на концертах получали травмы, после чего исполнители, искренне сочувствуя пострадавшим и чувствуя долю и своей ответственности, приносили им извинения за поведение толпы, выражали поддержку, да в конце концов даже помогали материально! Особенно, если был нанесён существенный вред здоровью, как в случае с Игорем.

Между тем расходы на лечение у Игоря Мейдена огромные, журналист вынужден всё оплачивать самостоятельно. А компенсация за причинённый физический и моральный ущерб может быть определена и выплачена лишь после того, как будет окончено следствие.

Переутомление и нагрузки Игорю, конечно, противопоказаны, но и совсем без любимой журналистики он тоже не может. Мой дорогой коллега нашёл в себе силы, чтобы писать, он продолжает публиковаться в различных изданиях, словом, совершил ещё один подвиг и вернулся в журналистский строй. Безусловно, это очень помогает ему не только оставаться на позитивной волне, но и элементарно позволяет сводить концы с концами.

«Очень прошу всех, кто, возможно, видел участников преступления: пожалуйста, отзовитесь, станьте свидетелями, помогите мне и полиции раскрыть это дело, ведь преступники должны ответить по заслугам – это справедливо, а я пострадал совершенно незаслуженно», - отмечает Игорь.

Хочется верить в то, что «Алиса» отреагирует и окажет содействие, виновные будут найдены и понесут заслуженное наказание, а самое главное - Игорь всё же сумеет полностью восстановить своё здоровье. Пусть медленно, пусть не сразу, но сумеет.

С разрешения Игоря Мейдена публикуем адрес его электронной почты: igor.meiden2017@gmail.com Номер его телефона можно запросить в редакции.

«Новые Известия» попросили прокомментировать ситуацию Александру Панфилову, жену Константина Кинчева и пресс-атташе группы «Алиса». Отметив, что автору материала стоит глубже разобраться в ситуации, Александра сообщила:

«Изучив публикацию от 13.04.21 в газете «Новые Известия» под громким названием «Рижский журналист, зверски избитый на концерте «Алисы» стал инвалидом», мы можем дать только один официальный комментарий: всё озвученное пострадавшим - абсолютная ложь. Начиная с приписывания Константину Кинчеву странных высказываний. И далее по тексту. Могу лишь добавить, если «рижского журналиста укусил охранник», и рижский журналист, несмотря на тяжёлое состояние, столь детально помнит произошедшее, у него есть прекрасная возможность предъявить претензии укусившему».

Подпишитесь