Сергей Баймухаметов
Американский писатель-фантаст Рэй Брэдбери тогда сказал: «Это можно сравнить с историческим, биологическим фактом – с выходом рыб на сушу».
Его слова стали провидческими. Потому что будущее человечества связано с освоением Ближнего, а затем и Дальнего Космоса. Сейчас это в деталях представить невозможно, невообразимо, но мы понимаем, что это так – по логике развития.
Иначе говоря, мы стали осознавать свою причастность к космосу. Что отразилось тогда и в массовом искусстве, в тех же сверхпопулярных песнях «Трава у дома (Земля в иллюминаторе»), «Четырнадцать минут до старта, «Мы – дети Галактики».
У советских и российских людей это чувство причастности к Космосу связано еще и с тем, что Юрий Гагарин – наш. А у некоторых – непосредственно с тем, что их родные и близкие принимали участие в том звездном проекте.
Мой тесть Анатолий Абрамович Брауде (1918-2008), полвека, с 1941 по 1991 год, проработал в авиационной, ракетно-космической отрасли, был ведущим конструктором. По институтской (выпуск МАИ 1941 года) специальности «оружейник», занимался многими темами, но больше всего - системами катапультирования. Он был одним из тех, кто разработал и внедрил в серийное производство всережимные катапультные установки.
И сейчас, когда иногда приходят вести о летчиках, которые спаслись, совершив катапультирование, мы в нашей семье говорим: «Это наш дед...».
А еще он был одним из авторов-разработчиков и конструкторов спускаемого аппарата космического корабля «Восток-1», того самого аппарата, на котором приземлился первый в мире космонавт Юрий Гагарин.
У нас дома хранится тетрадь с его воспоминаниями. Копия - в музее ОКБ «Искра», написано было специально к юбилею предприятия. Привожу здесь фрагмент как один из документов той эпохи:
«В 1959 году Льва Пенина и меня пригласил в ЛИИ начальник лаборатории № 24 (средств спасения) Гай Северин. (ЛИИ - Летно-исследовательский институт, научный центр и специальный аэродром. Гай Ильич Северин, 1926 – 2008, Герой Социалистического Труда, академик - С.Б.) Он предложил нам доработать (укоротить) наш телескопический стреляющий механизм ТСМ-1880-52, изготовлявшийся уже в серии для самолетов ПО Сухого. Цель доработки - размещение механизма в 2-х-метровом шаре для катапультирования из этого шара специального кресла.
Мы, подумав, предложили не дорабатывать ТСМ, а разработать новый, сравнительно простой, двухцилиндровый стреляющий механизм. "Шар" с креслом предполагалось использовать для первого полета человека в космос.
Так начиналась тема "ВОСТОК". Мы доложили Картукову и приступили к работе. (Иван Иванович Картуков, 1904-1991, лауреат Ленинской премии, конструктор ракетной техники, в то время - главный конструктор КБ-2 завода № 81 (НИИ-125). Названия заводов-КБ часто менялись, свои называли их просто "фирмой". Сейчас ОКБ "Искра" имени И. И. Картукова. - С.Б.)
Вся работа шла под общим руководством С.П. Королева.
Участвовали в ней сотни организаций. Только нашими делами, непосредственно связанными с "шаром", превратившимся потом в корабль-спутник "ВОСТОК", занимался один из секторов Королевской фирмы, руководимый К.П. Феоктистовым, ОКБ С. М. Алексеева (катапультное кресло), ОКБ И.И. Картукова (стреляющий механизм и ряд агрегатов), НИИ парашютостроения Ф.Д. Ткачева, ОКБ Чачикяна (автоматические приборы), А.Ф. Мисуркин - ведущий инженер по пиропатронам Боеприпасного института и, наконец, представитель ЛИИ Г.И. Северин, координировавший всю работу перечисленных организаций по "кораблю" и его начинке.
В КБ продолжали напряженно работать Пенин, я, Лакеев, Шкарпет, Назаров, Чижиков, Шумовский и другие.
Весной 1961 года мы закончили отработку комплекта агрегатов для корабля-спутника "Восток". И, наконец, 12 апреля 1961 года свершилось…»
Спускаемый аппарат Гагарина, «Шар», 12 апреля 1961 года приземлился на колхозном поле близ деревень Смеловка и Терновка, в 27 километрах от города Энгельса Саратовской области.
Первыми на Земле встретили первого космонавта жена местного лесника Анна Тахтарова с шестилетней внучкой Ритой. Юрии Гагарин рассказывал: «Ступив на твердую почву, я увидел женщину с девочкой, стоявших возле пятнистого теленка и с любопытством наблюдавших за мной. Пошел к ним. Они - навстречу... «Свои, товарищи, свои!» - ощущая холодок волнения, крикнул я, сняв гермошлем. «Неужели из космоса?» - не совсем уверенно спросила женщина. «Представьте себе, да», - сказал я».
На этом месте сразу же вкопали деревянный столбик с дощечкой: «Не трогать. 12.04.61. 10 ч.55 м. Моск. врем.».
10 апреля 2021 года на Гагаринском поле открыли Парк покорителей космоса.
С днем Космонавтики!