В условиях ужесточения санкций против России участие в таком конкурсе - поступок, даже почти что подвиг, отмечали организаторы.
Мария Дубинская
«Смуглянка», «Три танкиста», «Баллада о солдате»… Эти и другие знаменитые песни теперь можно услышать на английском, французском, немецком, польском, латышском и других языках. В год 76-й годовщины Великой Победы военные песни исполнят участники из 15 стран (включая США, Канаду, Китай, Францию, Турцию…), а вообще на конкурс в этот раз было подано 314 заявок из 51 государства. Почётным гостем фестиваля станет известный итальянский певец и композитор Пупо (Энцо Гинацци).
«Приятно, что туристический сезон в этом году откроется в Крыму именно этим фестивалем», - отметил в ходе мероприятия министр курортов и туризма Республики Крым Вадим Волченко.
«Фестиваль «Дорога на Ялту» - явление уникальное. Эти песни событийны, летописны. Благодаря им мы понимаем, что такое суровые военные годы и что пережили люди, добывшие Победу.
Эта память фантомно живёт в каждом из нас. И мы, в России, переживаем эти события, но, как бы сказать, достаточно локально, не пытаясь на более широкую аудиторию это чувствование и понимание распространить. Люди, знаете, вообще не любят такие вещи распространять… Но здесь произошёл тот случай, когда эмоции абсолютно взяли верх, победили!
Когда наши песни, которые мы знаем с детства, звучат на иностранном языке - это что-то удивительное и невероятное, и очень трогает.
Канадцы, допустим, просто потрясающий клип сняли на песню «За того парня» (For that fellow), которую я 50 лет назад пел в Сопоте. Слёзы из глаз. Есть правильная оценка, есть метафора очень чёткая, есть отношение к тому, что мальчик уходит на фронт и говорит: «Я вернусь, мама!». Они всё это так прочувствовали...
Всё это расширяет нашу аудиторию, конечно, и даёт возможность заявить о том, что мы открыты всему миру, что мы хотим дружить и хотим какого-то настоящего диалога. Этот фестиваль – он во благо человека. Я уверен, он всех слушателей и зрителей заворожит, взбудоражит и встряхнёт», - рассказал председатель жюри фестиваля «Дорога на Ялту» Лев Лещенко.
В беседе с «Новыми Известиями» Лев Валерьянович поделился: среди его самых любимых песен военной поры – «Любимый город» на музыку Богословского и «Вечер на рейде» Соловьёва-Седого, «это мощные глобальные песни, которые трогают, раскрывают, переворачивают душу». А ещё он очень любит композиции, написанные Матвеем Блантером.
Идея необычного фестиваля «Дорога на Ялту» пришла в голову известному телеведущему Эрнесту Мацкявичюсу в 2019 году. Он увидел репортаж о том, как польского музыканта Петра Косевского выгнали из Музея Второй Мировой войны в Гданьске за то, что он попытался исполнить песню «Тёмная ночь».
«Допеть ему не дали, сказав, что, по мнению властей Польши, он исказил образ красноармейца, представив его человеком, у которого есть душа, семья и ребёнок, а он должен быть только оккупантом, захватчиком и убийцей. Когда я всё это увидел, пообещал себе, что этот человек обязательно должен допеть эту песню, на польском языке, на фестивале в России», - рассказал Эрнест Мацкявичюс, художественный руководитель фестиваля «Дорога на Ялту».
Дальше закрутилась организационная работа, фонду «Гуманитарный мир» удалось собрать яркую команду профессионалов - представителей сферы культуры и искусства, общественныйх деятелей, журналистов. Вскоре фестиваль стал победителем конкурса Фонда президентских грантов. Призовой фонд «Дороги на Ялту» составляет 5 500 000 руб.
«За время существования фестиваля мы получили мощную обратную связь не только от российской, но и от иностранной аудитории и убедились в том, что далеко не все на этом самом «коллективном Западе» считают, например, что Крым аннексирован. Практически все не согласны называть своих детей средним родом, а маму и папу - родителем № 1 и родителем № 2. Мы поняли, что мейнстрим, который сейчас популярен и, кажется, что вбирает в себя всё и вся, на самом деле - неправда. Тех людей, которые думают с нами одинаково, которые нормальные, хорошие, добрые - их гораздо больше, и мы должны протягивать друг другу руки», - отметил президент фестиваля, первый заместитель гендиректора ВГТРК, журналист Андрей Кондрашов.
Певец, композитор, заслуженный артист России Кай Метов подчеркнул, что фестиваль стал настоящей «мягкой силой», которая не только доносит правду о Великой Отечественной войне, но и в целом меняет образ России в глазах иностранцев.
«Когда в условиях пандемии прошлого года фестиваль был проведён, мы увидели, что он стал лучше и шире изначальной идеи. Она такой потрясающий масштаб приобрела… Фестиваль «Дорога на Ялту» стал той мягкой силой, о которой мы часто говорим. Творчество, желание сохранения исторической памяти, противостояние переписыванию истории – всё это очень важно.
Выступление каждого участника фестиваля можно считать настоящим подвигом, ведь не секрет, что во многих странах существует, скажем так, порицание России. И надо понимать, что участники не просто так приезжают к нам, это означает, что они и думают так же, как мы. Они за мир, за любовь, за созидание. Число конкурсантов в этом году стала вдвое больше, это говорит о многом. Благодаря этим исполнителям за рубежом узнают не только наши песни, но и правду о войне.
Многие песни, честное слово, конечно, вызывают слёзы. А некоторые вещи, кажется, вообще просто в голове не укладываются, например, когда немец поёт на своем языке о тех, кто брал Берлин… Всё это очень дорогого стоит. Это и есть та правда о нашей общей истории, об истории Великой Отечественной войны, ради которой и проводится наш фестиваль».
Певец Денис Майданов напомнил, что семьи всех живущих на территории бывшего СССР потеряли кого-то близкого в той страшной войне. «Слёзы отлились, песни остались. В них светлая грусть. Новое поколение уже с трудом представляет, как это было. Эти песни представляют большую историческую ценность, мы через них гордимся своей историей, а теперь они звучат на разных языках мира, их переводят, их чувствуют, сочувствуют и потом исполняют, это по-настоящему здорово. Этот фестиваль не мог не родиться, в нас всё это было и просилось наружу!», - сказал певец.
Эрнест Мацкявичюс рассказал «Новым Известиям», что, на его взгляд, необходимо делать для того, чтобы современные дети слушали и «понимали» такие песни.
«Думаю, что настоящее искусство, оно как трава – то есть всегда прорастёт сквозь «асфальт». Эти песни - они ведь очень красивые. Это по-настоящему шедевры, они действительно трогают, не оставляют равнодушным. Поэтому, рано или поздно всё это всё равно прорастёт. Они найдут свой путь. Просто надо, чтобы это действительно где-то звучало.
Надо проводить вот такие фестивали, это первое, а второе - брать на них детей с собой. Нельзя заставлять их слушать, а надо делать так, чтобы эта песня звучала фоном и откладывалась у них в сознании. У меня дома, например, с детства крутились пластинки Окуджавы и бабины Высоцкого, и я теперь понимаю, что эти люди меня во многом сложили, сформировали как личность. Это очень важно.
А то, что песни о Великой Отечественной войне начинают звучать на иностранных языках, позволит расширить горизонты и прорасти важным росткам в других странах, то есть принести пользу не только в России, не только для нашего подрастающего поколения».
Лев Лещенко тоже поделился с «Новыми Известиями» своими размышлениями о современных детях и необходимости прививать им желание изучать историю и культуру своей страны.
«Знаете, мне кажется, что уличное образование сейчас совсем не работает. И сегодняшняя школа, увы, тоже почти ничему не учит. Значит, рассчитывать можно только на воспитание в семье. Если семья живет какими-то традициями, исторической памятью и прочими дорогими ценностями, то в такой семье растёт нормальный ребёнок.
Так что я верю только в силу семьи. Только. Ничего другого на сегодняшний день просто не существует.
Быть может, школа с каким-то уникальным руководителем, который неожиданно может маленьких детей собрать, объединить, точно сориентировать, и в силах что-то сделать… Но это единичные примеры.
Школа должна выступать оберегом традиций. Директор должен быть одержим идеей каких-то ценностей настоящих, понимаете?
Вот есть, допустим, в Москве Романовская школа. Там проводили конкурс по моим песням, пели и «День Победы», конечно. Звучали потрясающие военные композиции… Я видел глаза этих детей, для них это важно, они хотят узнавать историю своей страны.
Вы не думайте, пожалуйста, что так уж безнадёжна нынешняя молодёжь.
Москва – это ведь витрина, Москва – это гламур.
А когда я езжу в периферию, я вижу ребят, и очень талантливых, которые играют на балалайках, на гармошках, им это очень нравится. Они живут в семьях, где уважают и хранят традиции.
Москве нужно брать пример с регионов! У глубинки есть чему поучиться.
Необходимо учить ребёнка чувствовать красоту, слушать классическую музыку, песни, затрагивающие душу – всё это долгосрочный путь.
Что может в этом плане сделать школа? Да надо просто вспомнить то хорошее, что делали раньше, в советской школе. Нас, например, снимали с уроков, с пятого-шестого, собирали в актовом зале и давали слушать «Времена года» Чайковского.
И вот мы это послушали, может, кому-то даже и не понравилось, но зато я теперь уже знаю, что существует Чайковский и его произведения, и эту музыку я запомнил. И уважительно к этому отношусь.
Уважение - это очень важно. У нас больше половины страны атеисты, но из этих 50 % атеистов 25 % всё же уважительно относятся к вере. Если ты не пришёл к Богу, естественное состояние человека – уважать то, что важно другому. И так во всём».