Posted 4 апреля 2021,, 14:29

Published 4 апреля 2021,, 14:29

Ученые вырастили новые зубы у взрослых мышей

Японские ученые научились выращивать зубы у взрослых мышей

4 апреля 2021, 14:29
Фото: https://www.u-fukui.ac.jp/en-news/67075/
Ученые вырастили новые зубы у взрослых мышей
Потеря зубов – распространенная проблема у большинства взрослого населения Земли. Виноваты в этом плохая экология, питание и стресс. Сейчас есть только один способ, как решить эту проблему – зубные протезы или имплантаты. Японские ученые сделали открытие, которое позволит выращивать зубы у взрослых людей.

Приход зубной феи означает для детей не только подарок под подушкой, но и то, что через некоторое время у ребенка вырастит новый зуб. Увы, если взрослый потеряет зуб, это означает поход у зубному врачу, значительные траты и протез во рту.

Новое совместное исследование ученых университета Киото и Фукуи дарит всем страдающим от зубной боли надежду. Выяснилось, что антитела к гену USAG-1 смоут стимулировать рост зубов у мышей, страдающих агенезией зубов.

Хотя у каждого здорового человека есть 32 зуба, у 1% мирового населения из-за генетической предрасположенности зубов или больше, или меньше. Ученые исследовали те случаи, когда зубов было больше положенных 32-х, что бы понять, возможно ли регенерировать зубы у взрослых.

Катцу Такахаши, руководитель исследования, старший лектор университета Киото, подтвердил, что на сегодня уже определены основные молекулы, отвечающие за формирование зубов. «Морфогенез каждого зуба зависит от взаимодействия нескольких молекул, в том числе, белка костного морфогенеза ВМР и сигнального пути – цепочки межклеточных взаимодействий», - пояснил доктор Катцу.

ВМР и сигнальный путь вовлечены в более фундаментальные процессы, чем образование зубов. Они определяют рост многих органов и тканей на той стадии, когда размер человеческого тела не превышает горошину. В связи с этим медицина не использует препараты, которые влияют на эту пару, поскольку это может иметь последствия для всего организма. Поэтому исследователи предположили: чтобы подавлять ВМР и сигнальный путь при формировании зубов, нужно воздействовать на ген USAG-1. Ученые знали еще по начала опытов, что подавление этого гена будет способствовать развитию новых зубов. Чего они не знали, это то, будет ли этого достаточно для формирования новых.

Для этого они применяли моноклональные антитела, которые используются для лечения рака, артрита и для создания вакцин.

Ген USAG-1 взаимодействует с белком ВМР и сигнальным путем. Поэтому некоторые антитела привели к уменьшению рождаемости и сокращению жизни у подопытных мышей. Это еще раз подтвердило важность этих белков для роста всего организма. Одни тип антител разрушил только взаимодействие белка ВМР и гена USAG-1. Эксперимент с этим видом антител показал, что количество зубов у мышей зависит от этого белка. Одной дозы препарата с антителами было достаточно, чтобы у мыши вырос целый зуб.

Ученые повторили эксперимент на хорьках, поскольку у них сходное с человеком форма и устройство зубов. Результат был сходный. Теперь ученые собираются проверить действие препарата на свиньях и собаках.

Исследование японских ученых – первый опыт успешного применения моноклональных антител для регенерации зубов. Сейчас эта проблема решается только одним способом – пациентам вживляются имплантаты или устанавливаются зубные протезы.

Как на новые методы лечения отреагирует эта отрасль современной медицины, предположить несложно. Ежегодно на искусственные зубы в мире тратятся миллиарды долларов, поэтому сопротивление новым методам лечения будет очень большим.

Впрочем, путь от опыта на животных до клинических испытаний на людях еще достаточно долог.