Posted 31 марта 2021, 14:01

Published 31 марта 2021, 14:01

Modified 7 марта, 13:57

Updated 7 марта, 13:57

Google и Яндекс стали лучше распознавать накрутки SEO-оптимизаторов

31 марта 2021, 14:01
Google и Яндекс научились видеть семантическое ядро, экспертность и качество текстов, и это поможет бороться с накрутками. Обвалы трафика вскоре почувствуют на себе сайты с некачественным контентом о медицине, финансах, юриспруденции, страховании.

Пользователи интернета теперь смогут быстрее находить релевантные ответы на свои запросы, не натыкаясь на ресурсы, где много "воды", а клиенты seo-агентств - владельцы бизнеса перестанут сливать бюджеты на продвижение халтурными методами. К таким выводам пришли в SAPE в ходе своего исследования рынка SEO в январе-феврале 2021 г.

В исследовании приняли участие 414 респондентов из России и ближнего зарубежья. Опрошенные – лидеры на рынке поискового продвижения, руководители SEO-агентств, частные специалисты, представители инхаус-команд и др. Все они практики: продвигают либо клиентские проекты, либо собственные корпоративные сайты. Более 33% опрошенных ведут несколько зарубежных проектов – как пилотных, так и в составе сформированных команд.

Респондентов спрашивали о факторах ранжирования, трендах поисковой оптимизации, распространенности линкбилдинга и т.д.

В ходе исследования выяснилось, что 90% SEO-специалистов выделяют бюджеты на ссылки и занимаются линкбилдингом. Среди опрошенных нет ни одного, кто бы не использовал ссылки, при этом бюджет на ссылки закладывается даже больше, чем на стоимость работ по оптимизации. 43% респондентов тратят на ссылки более четверти своих рекламных денег. Основной аргумент в пользу выбора ссылки — не просто трафик, а его положительная динамика.

Линкбилдинг – процесс наращивания естественных ссылок на сайт с целью поискового продвижения. Внешние ссылки – один из способов оценить качество сайта, поэтому ссылочный фактор остается одним из ключевых для ранжирования в Google и «Яндексе».

По данным исследования Sape, качественными бэклинками для большинства SEO-специалистов остаются статейные и крауд-ccылки.

Более 60% респондентов приобретают от 10 до 100 ссылок в месяц. Большое количество ссылок (более 1000) добывает только 1% от всех респондентов.

Ссылочные бюджеты распределяются следующим образом:

до 5000 р. — 80% арендных ссылок;

5-15 000 р. — 50% арендных + 30% вечные + 20% крауд;

>15 000 р. — 30% арендные + 50% вечные + 20% крауд.

Наименее популярны естественные ссылки из контент-маркетинга (подготовка качественного материала, на который ставят ссылки) и работа с drop-сайтами (восстановление «умерших» ресурсов и перенаправление веса на продвигаемые).

«Прежде всего, в ссылочной стратегии в 2021 году надо искать баланс между всеми типами ссылок и скоростью наращивания. Речь идет об анкорах, типе ссылке, географии, доменной зоне и другим подобным параметрам. Кто не соблюдает здравый смысл при линкбилдинге, может увидеть результаты своей работы намного позже», - говорит руководитель студии SEO.UA Тарас Гуща.

«Эффективность линкбилдинга за последнее время выросла для обоих поисковиков (для Google, конечно, больше). По частотным и конкурентным запросам попасть в топ без ссылочного окружения невозможно. На практике мы встречали единичные случаи санкций (по новым приходящим проектам) — когда ссылки размещаются на нерелевантных площадках с неестественными анкорами и прочими классическими нарушениями»,- комментирует исполнительный директор digital-агентства Racurs Евгения Перебейносова.

Более 70% опрошенных уверены, что эффективность линкбилдинга не меняется в худшую сторону.

«Мало что поменялось в линкбилдинге с прошлого года. Лучше всего работают ссылки с сильных тематических сайтов, с которых их получить не так то просто. Поэтому биржевые ссылки при прочих равных отрабатывают обычно хуже, чем добытые с аутрича. Но если считать экономику, линки с бирж могут выигрывать из-за цены», - комментирует руководитель студии «Муравейник» Андрей Буйлов.

Насколько вероятно применение санкций за использование линкбилдинга? 90% опрошенных специалистов считают, что такая вероятность очень низка. Четверть экспертов покупают/размещают ссылки в нужных объемах, не опасаясь «наказания».

Остаются для SEO-оптимизаторов важными и поведенческие факторы.

Почти 16% опрошенных также признались, что используют накрутку поведенческих факторов, даже зная, что «Яндекс» будет с ней бороться. Чуть большая часть респондентов (17,5%) ответили, что отказались от накруток по этому параметру.

«Любая накрутка дает краткосрочный эффект, до тех пор пока поисковые системы не обновят алгоритмы. Например, в 2020 году Яндекс предпринял ряд изменений, направленных на борьбу с накруткой поведенческих факторов. Если в этот раз всё обошлось снижением веса ПФ, то ранее сайты попадали под жесткие санкции сроком от 8 месяцев. Поэтому накрутка категорически не подходит для крупного бизнеса с хорошей репутацией – есть риск потерять весь невитальный трафик из органики. Мелкому бизнесу и стартапам мы тоже не советуем прибегать к накрутке, так как она не дает продаж и затрудняет реальную аналитику востребованности сайта и услуг со стороны посетителей», - говорит руководитель отдела внешней оптимизации Demis Group Светалана Сухова.

В обозримой перспективе сохранится прежняя тенденция: большинство SEO-специалистов будут пытаться обмануть алгоритмы поисковых систем, а поисковые системы будут вводить все новые и новые алгоритмы, отсеивающие накрутки и некачественный контент. Проигравшими, как и всегда, будут клиенты SEO-агентств, говорит digital_директор коммуникационной группы «МедиаЛайн» Сергей Малинин.

Важными составляющими оптимизации в Яндексе эксперты называют подбор запросов (исследование и поиск ключевых слов), создание нового контента.

Ранее в МТС проанализировали рекламные кампании в digital-каналах за год и определили слова, которые делают продвижение более эффективным. В топ-5 вошли «без», «узнайте», «код», «бесплатная», «доставка».

«Иногда в Яндексе просто невозможно продвинуться из-за колдунщиков и агрегаторов. Поэтому, с точки зрения лидов, продвигаться в Google бывает эффективнее», - считает руководитель отдела поисковой оптимизации компании «Ашманов и партнеры» Алексей Губерман.

Приоритетной частью процесса оптимизации в Google все опрошенные называют ссылочное окружение. На втором месте — оптимизация для мобильных устройств. Эксперты также выделяют значимость ссылок. По мнению опрошенных, поведенческие факторы в Google играют меньшую роль, чем в Яндексе.

«В Google все сильнее влияют экспертиза и траст. Время безликих статей и авторов заканчивается. Чем больше подтверждений траста и экспертности источника, тем большее значение будет иметь ссылка. Для медицины, финансов, юриспруденции, страхования и ряда других тематик этот фактор влияет максимально, для других — не так сильно, но влияние тоже есть», - комментирует SEO-оптимизатор, блогер Михаил Шакин.

Что самое сложное сегодня для оптимизаторов при продвижении интернет-ресурсов? Большинство опрошенных отвечают, что труднее всего работать с поведенческими факторами и линкбилдингом. Проще всего — с подбором запросов и интеграцией с соцмедиа.

«Ссылки, несомненно, полезны и в Google, и в Яндексе. Google любит их больше, но это только потому, что у Яндекса в коммерческих тематиках иначе построено ранжирование. При прочих равных и при наличии правильной внутренней оптимизации хорошо реализованная ссылочная стратегия помогает дорасти до топов», - отмечает руководитель SEO-компании «Kokoc Group» Роман Огрин.

Какие еще тенденции выделяют сегодня эксперты на рынке SEO?

Прежде всего, любопытным нюансом стало расхождение мнений самих игроков о том, как прожила отрасль «коронавирусный год». Все респонденты отметили, что год был очень тяжелым, однако 40,3% респондентов полагают, что рынок вырос. 28,1% опрошенных уверены в обратном, 31,6% участников опроса не заметили изменений за последний год.

Самые популярные прогнозы и ожидания лидеров рынка касательно 2021 года следующие:

- Поисковые системы продолжат узурпировать выдачу своими сервисами;

- Голосовой поиск продолжит набирать обороты;

- Вырастет актуальность получения органического трафика из других источников (маркетплейсы, карты, картинки, прочее);

- Ссылки останутся важнейшим фактором ранжирования в Google;

- Яндекс будет повышать значимость оптимизации под мобильные устройства вслед за Google;

- Топ выдачи захватывают маркетплейсы: их роль будет повышаться, появятся маркетплейсы под более узкие тематики;

- Яндекс будет бороться с поведенческими факторами, санкции будут серьезнее;

«При игре вдолгую единственный правильный подход к SEO-продвижению – создание качественного контента под то, что ищут люди в конкретной нише.

Важно помнить, что определение «качественный контент» более не является субъективно-оценочным. Существенный вес в алгоритме поисковой системы «Яндекс» уже занимает машинное определение качества текста. Кроме того, и Google, и «Яндекс» анализируют данные того, как ведут себя пользователи на странице с контентом – получают ли они от него то, что искали, - отмечает digital-директор коммуникационной группы «МедиаЛайн» Сергей Малинин. - Google пошел еще дальше и с недавних пор оценивает такой параметр, как экспертность текста. В частности, это стало одной из причин массового обвала трафика некоторых тематических сайтов.

Благодаря развитию технологий искусственного интеллекта поисковые системы получили возможность уделять все больше внимания тому, ради чего были созданы: нахождению качественного и достоверного контента, запрошенного пользователем».

Подпишитесь