В начале февраля на официальном сайте РПЦ появился документ, авторы которого предложили актуализировать отношение церкви к репродуктивной технологии экстракорпорального оплодотворения, которая позволяет зачать и родить детей ранее бесплодным парам.
«В частности, предлагалось считать допустимым ЭКО, при котором исключены получение „избыточных“ эмбрионов, их заморозка, редукция плодов, донорство половых клеток, предимплантационная диагностика», — сообщает «Интерфакс».
Однако участникам заседания Церковно-общественного совета по биомедицинской этике не удалось достичь консенсуса по вопросу о допустимости ЭКО.
Представители совета открыто заявили о своем несогласии со «смягчением» позиции церкви по «детям из пробирки». В заявлении, опубликованном 29 марта на сайте РПЦ, говорится о том, что в РПЦ «организовалась группа священства и мирян, которые нацелены на изменение позиции Церкви по отношению к ЭКО». Эта группа согласна «пойти на компромисс с желаниями женщин и мужчин иметь детей с опорой на достижения научно-технического прогресса».
Как отмечает «Интерфакс», представители совета убеждены, что все выбранные инициативной группой «допустимые» методики вместо прямого уничтожения лишних эмбрионов включают прямое и ясное согласие на их возможную гибель по множеству причин.
Особое недовольство авторов документа вызвало информированное согласие пациенток и их отказ от претензий в случае гибели эмбрионов.
«Церковь не должна стать еще одним „информированным участником“ намеренного согласия с гибелью эмбрионов человека», — заявили участники совета. Они добавили, что если представители РПЦ формально поддержат ЭКО, это может привести к легализации в глазах православных и других методик экстракорпорального оплодотворения. Такую возможность представители совета расценивают как «прямой путь к евгенике, практиковавшейся в фашистской Германии и осужденной на Нюрнбергском процессе».
Между тем, по оценкам ВОЗ, бесплодны 5% популяции — по анатомическим, генетическим, эндокринным и иммунологическим причинам. Всего в мире насчитывается около 48,5 млн бесплодных пар. Из них 19,2 млн испытывают трудности с рождением первенца.