Постановление было подготовлено Министерством энергетики по поручению правительства после обращения к нему патриарха РПЦ Кирилла. Документ содержит детальный перечень объектов религиозных организаций, подпадающих под новую ценовую категорию. В первоначальном проекте постановления этот список был значительно меньше: «объекты, специально предназначенные для богослужения, молитвенных и религиозных собраний». Сейчас в него добавили также «постройки монастырского или храмового комплекса, в том числе трапезные, помещения, используемые религиозными организациями для обучения религии, монашеской жизнедеятельности, временного проживания паломников, помещения, не имеющие религиозного назначения и предназначенные для обслуживания имущества религиозного назначения», — отмечает theins.ru.
Директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев считает, что вряд ли кому-то удастся измерить эффективность таких привилегий, так как они возникают из попыток уравнять шансы конфессиональной конкуренции. «Увеличить шансы — это политически разумно, но этически неприлично. Например, протестантские конфессии Запада очень сильны и для поддержки своих организаций денег не жалеют. То же касается и ислама — турки и египтяне крайне активны в продвижении ислама и тратят большие средства для поддержки», — приводит его слова «Нефть и Капитал».
Журавлев говорит, что вопрос привилегий непростой: «С одной стороны, свобода совести предполагает равноправие религий. Но, с другой стороны, представители не православных конфессий имеют, например, существенную поддержку своих иностранных центров. В российском законодательстве закреплено понятие традиционной религии, которое юридически не предполагает наличие привилегий, но предполагает их наличие с логической точки зрения. И таким образом ссылка на понятие традиционной религии позволяет уравновесить эту иностранную поддержку поддержкой традиционной религии со стороны государства».
По словам эксперта, фактически постановление закрепляет статус-кво и позволит закрепить льготы, тем самым внеся в их получение ясный правовой статус. «Мы понимаем, что мусульманские организации, например, и так получат льготы в Татарстане или Башкортостане. Точно так же, как эти льготы и так получат организации РПЦ, например, в центральных регионах России», — отметил он.
Добавим, что Госдума сегодня, 24 марта, приняла в третьем чтении законопроект об обучении в российских учебных заведениях религиозных деятелей, получивших религиозное образование за рубежом. Законопроект предполагает обязательную аттестацию и дополнительное профессиональное образование в российских духовных вузах для тех иностранных священников, которые хотят проповедовать в России, — отмечает телеканал «Дождь». Также теперь запрещено возглавлять религиозные группы и участвовать в их деятельности лицам, подозреваемым в финансировании терроризма.
В конце прошлого, 2020 года религиозные организации предложили освободить от требований «антиотмывочного» законодательства. Точнее говоря, из-под действия закона «О противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» предложили вывести юридических лиц, производящих или продающих предметы религиозного назначения, если их единственными учредителями и участниками являются религиозные организации.