Posted 19 марта 2021, 14:29

Published 19 марта 2021, 14:29

Modified 7 марта, 14:10

Updated 7 марта, 14:10

Маша и таксисты: история про взрыв на шахте и добрую душу киргизов и русских

Маша и таксисты: история про взрыв на шахте и добрую душу киргизов и русских

19 марта 2021, 14:29
Продолжаем публиковать истории от таксистов, записанные корреспондентом «Новых Известий» Марией Дубинской. Всё это реальные рассказы, услышанные журналистом от шофёров такси в пути по столичным пробкам.

Сегодня история от таксиста-киргиза, который много лет проработал на шахте в Кемеровской области, а затем перебрался в Москву.

«В прошлом году у меня двойняшки родились, сейчас они уже почти ходить научились, но я до сих пор не видел их, только по вотсапу. Жена с детьми в Киргизии живёт, у нас шестеро детей вообще-то, старшему сыну 17 лет, он уже помощник хороший.

Дом у моих свой, конечно, в квартире такой большой семье не поместиться. Я им деньги присылаю, сам приезжаю очень редко, а сейчас из-за этого барановируса совсем ничего непонятно, что, когда...

Я в Москве уже 15 лет живу, а так я в России с 1996-го. Русский язык выучил здесь, а когда только переехал – ничего не знал, вот почти ни слова!

Я же почти сразу после школы уехал в Кемеровскую область, на шахту, уголь добывать, здесь мой знакомый работал, от него и узнал, что нужны рабочие.

Смысла дальше учиться не было никакого – всё равно в Киргизии работы нет, только для детей чиновников, депутатов всяких… У нас там совсем жить плохо, совсем, правду говорю.

Например, моя жена, она из Узбекистана, много лет без паспорта в Киргизии жила, потому что такие законы у нас были, что невозможно было новый документ себе оформить. И ни на что она не имела права, даже детей наших рожала, можно сказать, нелегально, в клиниках, по знакомству, и только за большие деньги.

А в их свидетельстве о рождении указывали одного меня, как будто бы я отец-одиночка, а что там с матерью – неизвестно. Вот такой бред был. И только недавно она паспорт смогла получить, когда Киргизия и Узбекистан начали отношения налаживать.

В общем, вышло, что я решил не тратить время, а сразу после школы уехал на шахту, в Россию.

Работать шахтёром мне нравилось. Я, когда первую зарплату получил - 1200 рублей, - ууу! Вы не представляете! Такое счастье было! Самый счастливый человек я был!

Работа, честно, лёгкая, ничего сложного для мужчины: час, два, три идёшь по тоннелю к месту, часа три работаешь – а основную работу машины делают, - и назад.

Опасно только. Особенно, если «балда» на концентрированный метан наткнётся. Балда - это как, знаете, молоток такой у проходческого комбайна, он долбит породу. И вот если там много метана за камнем – всё, это кошмар, взрыв будет, а от волны можно и погибнуть.

Я на шахте почти десять лет проработал, но у нас жертв не было. Повезло!

Только однажды наш товарищ на комбайне заработался, а мы вдруг по датчикам системы аэрогазового контроля поняли: опасность! Кричим ему изо всех сил, орём, а он не слышит ничего, ведь шум оглушительный. Ну, не слышит!

Может, задремал даже, от усталости бывает такое. Пришлось бежать… Страшно стало очень… Что делать, вот так получилось…

Метров на сто мы отбежать успели, как рвануло, взрыв произошёл сильный, мы упали. Без сознания долго лежали, не знаю точно, через сколько очнулись. Встаём и думаем: надо идти за товарищем… Подходим к комбайну, а его там нет!

Пошли назад, к выходу: и вы представляете, нашли его ещё метров через сто от того места, где мы сами упали! Вот так далеко его вынесло, через нас прямо! Живой был, живой. Чудо.

А вот на шахтах Шевякова и Распадской ужасные взрывы бывали, и много жертв. Работа такая, все знают, что такое может случиться…

А ещё есть очень странная вещь в шахтах, называется «горный удар». Я так до конца и не понял, если честно, что это такое, но у нас на шахте этот «горный удар» ровно в пять утра каждый день был. Знаете, это как такой гул, вибрация, звуки странные…

Это длится буквально несколько секунд, но в это время в глубину шахты лучше не соваться, серьёзно, иначе просто завалит, так мне старшие товарищи говорили.

Может, это так Земля дышит или ещё что-то? Я не знаю точно, но слышал эти звуки своими ушами и всегда в одно и то же время почему-то.

А потом я в Москву переехал. Ничего тогда здесь не знал. Земляки помогали. Киргизов в Москве много, мы вместе держимся. Брат брату всегда поможет!

Я устроился в такси, доволен. Нормальная работа. Зарабатываю хорошо, но почти всё жене отправляю.

За рулём много чего посмотреть можно, с людьми пообщаться. Люди разные бывают, конечно, но я всем помогать стараюсь. Я не могу, когда кому-то плохо. Если тебе человек повстречался – это же не просто так!

Однажды, лет девять назад, вот какой случай был. Возвращался я с Новорижского шоссе, поздняя осень была. Смотрю, вдоль обочины паренёк идёт с тюком каким-то. Вокруг никого, только машины изредка мимо проезжают, никому до него дела нет.

Я остановился, конечно, спрашиваю, куда тебе? Он сказал, в Москву. Я говорю, садись! А он отвечает, что у него совсем нет денег. Так я просто так подвезу! Ну, он сел и рассказывает – оказалось, ему 18 лет, идёт издалека, уже 7 часов!

Работал где-то на стройке, три месяца, а ему ни копейки не заплатили! И вот он решил вернуться домой, куда-то в другой город. Сказал, сейчас ему главное до Ярославского вокзала добраться и там билет купить за 600 рублей.

Я спросил, конечно, откуда же деньги возьмёшь? Тогда он достал свой старенький телефон, кнопочный, и говорит: вот его продам! Так никто же не купит, говорю ему. А он такой: а я всё равно продать попробую! Ещё сказал, полотенце у него есть, может, его возьмут добрые люди.

В общем, я понял, что парня не оставлю. Привёз его на вокзал, накормил в кафе, дал рублей двести и, конечно, билет на поезд купил. А ещё он с моего телефона маме позвонил, его аппарат даже не включался.

Думаю, он уехал и потом больше в Москву не стал возвращаться, плохо с ним тут обошлись. Надеюсь, у него всё хорошо сейчас.

Я так живу - надо помогать. Меня мама и папа так воспитали. Жизнь сложная, а если не помогать, тогда что вообще получится? Мы же люди...

Я всегда, знаете, когда смотрю один канал на ютьюбе, плачу! Не могу слёз сдержать. Каждый день смотрю его! Зачем мне телевизор, когда есть такой настоящий человек, который настоящее дело делает! Лучше любого сериала! Этот ютьюб-канал наш блогер из Киргизии открыл, его зовут Медер Сапарбаев.

Ему 25 лет, около того, он два года назад организовал Фонд «Ак-ниет Аманат», название на русский переводится примерно как «Добрая душа». И у Медера точно душа добрая!

Правительство же не помогает киргизскому народу, только своих олигархов всяких поддерживает, а простым людям в Киргизии надеяться не на что. Может, сейчас что-то будет налаживаться с новым президентом...

Короче, Медер решил сам помогать и рассказывает о своих добрых поступках в интернете. Он находит людей, которым нужна помощь и на собранные деньги всё для них делает.

Вот недавно много денег собрал для одного парня слепого. Жильё ему новое построил. Этот слепой парень теперь и сам часть денег, которые ему после этого стали киргизы отовсюду присылать, отдаёт другим, кому помощь нужна. А для одной русской одинокой бабушки Медер вообще построил целый домик.

Ему переводят деньги киргизы со всего мира. Я тоже каждый месяц перевожу, сколько могу.

Все наши киргизы, которые в Москве живут, постоянно помогают этому фонду - «Ак-ниет Аманат», вся наша диаспора, да и не только из Москвы.

Вот из Екатеринбурга один киргиз двести шестиметровых досок Медеру отправил. Русские, кстати, тоже помогают. Русские тоже народ отзывчивый.

Один москвич для строительства дома недавно прислал Медеру 18 рулонов обоев. А ещё один добрый человек, тоже наш, киргиз из Москвы, большой участок земли подарил фонду Медера, чтобы на нём можно было большой жилой дом построить для тех, кто бедствует. Он этот участок приобрёл много лет назад, чтобы когда-нибудь для своей семьи дом построить, но всё никак не получалось, а тут вдруг узнал про «Ак-ниет Аманат» и решил отдать, просто так.

Медер все отчёты подробно составляет и показывает. Всё чётко и понятно, всё видно, на что деньги идут.

За эти два года Медер уже 11 домов построил! Вот так люди людям помогают, когда есть помощь - всё получается и ничего не страшно. Жить можно».