Posted 11 марта 2021, 14:44
Published 11 марта 2021, 14:44
Modified 7 марта, 13:47
Updated 7 марта, 13:47
На вопрос о том, что общего у Иосифа Сталина и Владимира Путина журналист ответил, что «тоталитаризм отличается от авторитаризма, это чай с более крепкой заваркой». Он напомнил, что в советском изводе сталинского тоталитаризма государство контролировало человека абсолютно во всем, потому что оно было единственным работодателем. Кроме того, государство в те времена давало жилье, а также могло его забрать. «Государство обладало полнотой на информацию, государство абсолютно контролировало границы, все возможности внешней реализации человека — да еще и лезло внутрь», — отметил Парфенов.
Сейчас, по его словам, ситуация совсем другая: «Государство не может быть работодателем, не может быть владельцем всей жилплощади, выражаясь советским образом. И в этом смысле у человека гораздо больше возможностей для самореализации, потому что он от власти не зависит. Власть не может его полностью сделать лояльным себе принудительно, потому что оно просто не контролирует огромные сферы жизни. Но, с другой стороны, от этого такой большой госсектор и такое количество бюджетников, потому что они контролируются полностью».
Причем Парфенов считает, что правление Путина будет пожизненным. Роковым днем он назвал 24 сентября 2011 года, когда на тот момент глава государства Дмитрий Медведев предложил Путину баллотироваться в президенты, и тот согласился. «Уже тогда было ясно, что мы ступили на тот эскалатор, который идет вниз, и чем далее, тем труднее будет подняться. […] Я четко понимал, что это начало политической цивилизации такой. Дальше не важно, как будет продлеваться. Мне не хватало смелости представить, что будет прямо вот вообще просто обнуление. Но ведь понятно, что человек, без которого невозможно в 2012 году, еще более невозможно в 2024-м, а значит еще более невозможно в 2030-м», — сказал журналист, добавив, что в такой ситуации сохранение статуса-кво — смысл существования.
По мнению Парфенова, это страна уже проходила с Леонидом Брежневым. При этом он считает, что Брежнев не был сакральным. «Было равнодушие, было отчуждение, были смешки, было рекордное количество анекдотов. Казалось, что так будет тянуться вечно. То, что это вечно, тогда было ощущение гораздо более сильное, чем сейчас. Хотя и сейчас большинство людей полагают, что как есть, так и будет», — подчеркнул он.
Публицист напомнил, что Брежнев находился у власти в плохом состоянии последних года три, но при этом он оставался гарантом стабильности. «С Леонидом Ильичом было ощущение, что он вечен. Усталость от него была огромная. Ничем уважительным я брежневское правление вспомнить не могу. Это бездарно потерянное время. Это ужасный период, загубивший такое количество судеб, которым не суждено было реализоваться», — добавил Парфенов.
Журналист считает, что к любой власти нужно относиться скептически, потому что «власть — это политический сервис, а сервис всегда хромает». «Взгляд гражданина на власть всегда должен быть критическим, даже если он за эту власть голосовал. У власти достаточно людей, которые ее любят за деньги. Любить власть — это противоестественно для гражданина», — полагает он.
Также в интервью Парфенов прокомментировал планы московских властей по установке памятника на Лубянской площади: «В общем, ерунда вышла как всегда, потому что власть привыкла, что она устраивает только те голосования, в которых знает результат нужный ей. И голосование само по себе является ритуалом, который подтверждает то решение, которое власть директивно почему-то сочла для себя неправильным его провести. Дай-ка сделаем вид, что это люди так сами решили, а мы развели руками и, типа, подчинились воле народа».
Посмотреть программу полностью можно здесь.