«Первое, что надо осознать для себя: мы маленькая региональная держава, как сказал Барак Обама.
И это имеет под собой следующие обоснования.
Мы одиннадцатая экономика мира. Ну, по крайней мере, пока.
Наши вожди периодически ставят задачу по паритету покупательной способности – переместиться и обогнать Германию. Забывая, конечно, рассказать нашим согражданам, что паритет покупательной способности достигается достаточно примитивно.
И там, и там есть четырёхколёсный транспорт, и если вы ездите на телеге, а они ездят, например, на BMW или «майбахе»,то, соответственно, вроде как, по паритетной покупательной способности у вас всё хорошо. Поэтому эта цифра зачастую очень лукавая.
Возвращаемся к матушке-России. У нас тринадцать городов-миллионников, а всего городов – триста. В Китае, напомню, миллионников – триста.
Очень разбросаны у нас эти миллионники и если мы посмотрим, где сконцентрировано основное население, то увидим, что оно сконцентрировано всего в двух «государствах» – Московии и Санкт-Петербурге, ну, с прилегающими (территориями).
Далее идёт практически безлюдная пустыня и периодически встречающиеся небольшие городки, которые населены, там, полумиллионом человек. То есть особых городов у нас нет. Территории пустынны.
Любое производство, какой бы интенсивности оно ни было, оно всегда рассчитывается исключительно из плотности населения.
А поскольку такой плотностью мы не обладаем, а территории у нас действительно огромные, то и производить здесь что-либо для некоего персонажа – бессмысленно.
Производить нужно там, где есть плотность населения, и есть платёжеспособность.
Ни того ни другого у нас не наблюдается.
Поэтому товары у нас по ассортименту всегда хуже, а качество такое, что всё меньше и меньше полезных ингредиентов в себе содержит.
Поэтому, когда у меня берут комментарии по поводу импортозамещения, я объясняю, что оно и технологически у нас не особо возможно. Оно возможно настолько локально в каких-то областях, что оно для мировой валюты и для наших сограждан не принципиально.
Для того, чтобы снижать издержки, нужно подключаться к рынку, где больше всего потребителей. Чего далеко ходить, возьмём наш автомобильный рынок.
Немногие понимают, что автомобильный рынок Российской Федерации составляет двести, ну триста единиц. Средний производитель китайский считается именно средним, когда один производит полмиллиона этих единиц.
Вот вы теперь можете представить, какой уровень масштаба нужно сделать, чтобы получить низкую себестоимость.
Чтобы была низкая себестоимость и цены не росли галлопирующим способом, нужно потребление увеличить в пять-шесть раз. А для этого и население должно быть больше на нашей территории – в те же самые пять-шесть раз, ну и, потребление с доходами, соответственно, должно быть больше.
Поэтому экономические причины одновременного обнищания наших сограждан и неразвитости российской экономики – они абсолютно примитивны.
Другое дело, что всё это подменяется обтягиванием страны колючей проволокой, обзыванием всех налево-направо, что они где-то пиндосы, где-то гейропцы, пока мы ещё не обзываемся на китайцев, но и это, в общем, не очень далеко.
Даманский конфликт аукается очень давно, и я уж не говорю о других конфликтах, которые уже были с КНР. И будет ещё развитие событий, которые мы с вами увидим уже через короткое время».
Посмотреть видео Дмитрия Потапенко можно здесь.