«Когда мы говорим о том, что проводится эксперимент, связанный с цифровизацией российского образования, можно говорить о том, что итог этого эксперимента заведомо понятен, если знать механизмы воздействия цифровых технологий.
Поэтому, прежде всего, речь идёт об объявлении войны ребёнку, с точки зрения цифровизации. Это не эксперимент. Не надо экспериментировать, когда понятен результат.
Конечно, лучше не кусать яблоко, в котором сидит червяк, но нас заставляют это делать, и нашего согласия, извините, на это не спрашивают.
В чём суть механизма формирования, прежде всего, личности социальной?
В 1980-ые годы прошлого века одновременно японские и ГДР-овские учёные сделали фантастическое открытие. Оно стало бы, наверное, сенсацией, если бы в силу определённых причин, тогда непонятных мне, не было заблокировано.
Так вот, кортикальная система мозга – или то, что мы называем второй сигнальной системой, то есть материальный носитель сознания, формируется на лингвистической основе.
То есть в начале, извините, было Слово. Воспринятые акустические колебания формируют те самые нейронные связи. Не наоборот. Как сказал Гумбольдт, язык формирует картину мира, а я бы дополнил: он формирует представления личности или ребёнка о своём месте в формуле «субъект – объект».
На чём это основано? Язык разделяется на две большие группы. Существует так называемый пассивный запас и активный запас. Существуют активные виды речевой деятельности и пассивные.
К пассивным относятся аудирование – или слушание, и чтение, а к активным, соответственно, говорение и письмо.
Так вот, хитрость заключается в том, что активный запас – то есть способность личности не только воспринимать внешние сигналы, но и ретранслировать их, становиться субъектом – усваивается только через тренировку активных видов речевой деятельности.
Как было в советской школы? Мы слышим и пишем. Это диктант. Пока ребёнок это не написал, он это не усвоил. Можно прочитать всего Льва Толстого, но при этом с точки зрения интеллекта это не даст ничего.
Можно сто раз говорить слово «халва», но во рту слаще не станет, можно перечитать Пушкина и всё равно делать грамматические ошибки, - покуда это не «затренировано».
Что нам предлагает цифровая система? Прежде всего, планшетные формы обучения.
У ребёнка из рук изъяли ручку. Вот этот предмет формирует активную личность.
Отсутствие активного словарного запаса – как собака, «я всё понимаю, но сказать не могу» - формирует будущего цифрового раба. Точка.
Соответственно, выполняется концепция бывшего руководителя российского Министерства образования Фурсенко, которая была сформулирована следующим образом: наша цель - сформировать квалифицированного потребителя.
Общество, которое формирует будущего потребителя - будущего не имеет.
Оно превращается в бессловесную, без активного запаса, массу, которая будет ждать, когда сторонний оператор наполнит кормушку. Ну, если масса будет себя хорошо вести. Или не наполнит.
Формирование сознания, навыков личности, социальной личности, у ребёнка не меняется в зависимости от развития технологий.
Что тысячи лет назад, что сейчас – этот алгоритм один и тот же.
Ускоренное развитие цифровых технологий, как искусственных усилителей возможностей, входит в противоречие с естественным ходом развития сознания.
Соответственно, входит в противоречие с базовыми традиционными методами образования и воспитания.
Так что этот эксперимент – это, повторю, война, объявленная ребёнку, в которой шансов на победу у него нет, если он не будет поддержан».
Посмотреть видеозапись с круглого стола «Цифровая школа как «новая нормальность» - путь к деградации человека» на ютуб-канале "Сталинград" можно здесь.