Рус
Eng

Вопрос дня от ученого: зачем нашей школе плодить цифровых болванов?

Аналитика
Вопрос дня от ученого: зачем нашей школе плодить цифровых болванов?
Вопрос дня от ученого: зачем нашей школе плодить цифровых болванов?
17 января 2021, 18:58
До глубины души взволновала публикация "Новых Известий" о панельной дискуссии под названием «Будущее образование в России», состоявшейся в рамках XII Гайдаровского форума «Россия и мир после пандемии».

Андрей Злобин, ученый, кандидат наук с тройным высшим образованием

Формирование личности «на основе цифровой образовательной системы, платформы, которая сопровождает ребенка из младшей школы до вуза и вместе с ним пойдет дальше в производственную среду» — это будет почище романа «451 градус по Фаренгейту» Рэя Брэдбери.

Система образования, которая делает ребенка заложником электронной башки, не может не внушать ужас. Если, упаси бог, эти планы станут реальностью, то пора начинать заучивать книги наизусть и прятать их от сожжения на площадях. Столь однобокий подход к системе образования однозначно приведет к производству бездушных роботов вместо полноценных людей. Тех самых людей, в обществе которых слово Человек звучит гордо.

На рубеже 90-х годов я работал в молодежной «Комиссии по вычислительной технике и компьютеризации», которая изучала эту тему, проводила конференции, выставки, встречи со специалистами. Однажды мне довелось присутствовать на встрече ученых и студентов МГУ им.Ломоносова с Полом Пилзером — советником президента США Рональда Рейгана. Советник увлеченно рассказывал о том, какие фантастические перспективы сулит широкое внедрение в жизнь компьютеров. Разумеется, в его словах было много правильного, поскольку отрицать пользу вычислительной техники бессмысленно. Но как-то однобоко освещал советник тему компьютеризации и в конце я задал ему вопрос: «А не кажется ли вам, что другой стороной компьютеризации станет оболванивание людей, поскольку компьютер может притупить у человека множество творческих навыков?». В зале повисла тишина, советник изменился в лице и, тщательно подбирая слова, ответил, что конечно речь идет только о той сфере, где компьютер помогает творчеству человека, а не заменяет его. Это был мудрый ответ, и я его оценил. Там, за океаном, это понимают.

Было время, когда и математики рисовали картины маслом

Андрей Злобин. Черноморская бухта. Сумерки. Холст. Масло

Однобокость цифрового образования, его ущербность в плане блокирования множества необходимых человеческих, творческих навыков не вызывает сомнений. Компьютер никогда не заменит человеку развитие тонкой моторики при написании текстов от руки обычной ручкой. Настоящим художником можно стать только держа в руках карандаш или кисть, годами оттачивая мастерство при работе с листом бумаги или холстом.

Никогда не вырастет настоящий артист, если у него не будет возможности учиться на реальной сцене, взаимодействовать с мэтрами, театральными партнерами вживую, а не при помощи компьютера.

Правильно не поставит ученику пальцы учитель музыки, если гриф струнного ученического инструмента не будет для обоих доступен тактильно. Я никогда не забуду эти пальцы моего учителя музыки — блестящего музыканта Григория Гершевича Гарцмана.

Не вырастет ни настоящий инженер, ни ученый, если все его образование сведется к созерцанию компьютерного контента. Никогда экран компьютера не заменит живое общение в классе, на переменах, на школьном стадионе, школьном дворе. И никакая цифровая платформа не заменит гений настоящего педагога, способного в классе, аудитории одним словом, интонацией, жестом вложить в ученика больше, чем все цифровые наставники вместе взятые.

Условная «психология» обучающей электронной системы никогда не будет эквивалентна психологии человека-учителя. Узость цифрового образования, его опустошающая, расчеловечивающая сущность — это возвращение к первобытному состоянию. В результате такого «обучения» будет сформировано только множество простейших цифровых инстинктов. Человек, обучавшийся у цифровой платформы, попросту перестанет быть человеком и станет биороботом. Это, безусловно, удобно для производства людей-винтиков, людей-автоматов. Только многие ли пожелают своим детям такой судьбы?

Будущие кандидаты и доктора наук пели и играли в студенческих ансамблях

Автор на выступлении студенческой музыкальной агитбригады МВТУ им.Баумана (Норильск, Дворец Металлургов, 1979 год)

«Нельзя стать узким специалистом, не став, в строгом смысле, болваном». Это очень точное высказывание принадлежит английскому писателю Бернарду Шоу. Увы, сегодня лучшая в мире советская система образования, дававшая человеку максимально широкий спектр знаний и творческих навыков, убого «реформирована». Производство узких специалистов теперь поставлено на поток и к самым печальным последствиям приводят случаи, когда узкоспециализированные болваны достигают больших руководящих должностей. Именно тогда происходят экономические кризисы, рушатся целые отрасли экономики, процветают пустозвонство и некомпетентность.

Нынешние реформаторы российского образования плохо представляют, что учебы в школе и университете далеко не достаточно, чтобы достигать современных высот профессионализма. Школа и ВУЗ — это только первая, начальная ступень обучения. Например, чтобы разрабатывать самые грозные беспилотники, заставляющие трепетать любого противника, нужно учиться 30-40 лет. Так, автор этих строк после окончания школы и МВТУ им.Баумана дополнительно окончил факультет «Вычислительной математики и кибернетики» МГУ им.Ломоносова и «Экономический» факультет университета политологии. Далее 10 лет на практике постигал в Центральном институте авиационного моторостроения ЦИАМ сложнейшую науку газовых турбин и охлаждения турбинных лопаток. Только пройдя большую инженерную школу, поработав с конструкциями авиационных газотурбинных двигателей, проведя массу реальных огневых испытаний, множество вычислительных экспериментов, защитив кандидатскую диссертацию и научившись взаимодействовать с коллегами, я достиг уровня двигателиста крылатых ракет.

Нелепо думать, что весь этот огромный функционал обучения может быть втиснут в рамки некой цифровой платформы. Только творческое развитие личности, широкое, многостороннее образование, получаемое при общении с учителями, университетскими преподавателями, профессурой, производственными наставниками может сформировать настоящего профессионала. Такого профессионала, который всегда будет держать планку выше мирового уровня. Независимо от того, в какой сфере деятельности эрудиту придется работать.

В МВТУ им.Баумана учили рисовать от руки. В "цифровом" образовании это невозможно

В МВТУ им.Баумана меня учили рисовать от руки. Это тренировало воображение и очень помогло, когда возглавив в ЦИАМ сектор «Двигатели беспилотных летательных аппаратов», я мог быстро изобразить на бумаге любую свою идею. (Андрей Злобин. Пассажирский самолет. Карандаш)

Настоящее элитное образование должно начинаться со школьных лет, и в миллион раз важнее, чтобы учили детей не цифровые платформы, а опытные педагоги. Мне повезло окончить московскую 43-ю школу, сегодня это гимназия 1543, которую основал и долгое время возглавлял народный учитель Российской Федерации Юрий Владимирович Завельский. Мне есть с чем сравнивать. Учиться в этой школе и общаться с Юрием Владимировичем было настоящим счастьем. Он сформировал уникальный педагогический коллектив, сам вел уроки географии и астрономии, великолепно знал психологию школьников, всемерно развивал их творческий потенциал. Мы постоянно ощущали поддержку любимого директора в любых творческих начинаниях, шла ли речь о создании школьного музыкального ансамбля, школьного театра, организации патриотического музея, увлекательных спортивных мероприятий, познавательных туристических походов.

Если уж и говорить о будущем российского образования то в первую очередь нужно брать пример с таких педагогических школ, как школа Ю.В.Завельского. В своей книге «О школьном учителе: мысли вразброс» Юрий Владимирович пишет: «Хорошая школа — это дом, где формируется человек, дом, где всем и каждому — взрослым и детям — интересно жить и работать». «Домами жизни» даже Древнем Египте называли учебные заведения, подобные высшим школам. Вся мудрость, накопленная педагогикой за тысячелетия человеческой цивилизации, говорит о необходимости живого общения ученика и учителя. «Omne vivum e vivo» — напоминал латынь академик В.И.Вернадский — «Все живое происходит от живого».

Понимая всю сложность вопроса, хочу отметить такую российскую особенность как мечущаяся, вечно сомневающаяся русская душа. Пускаться в долгие рассуждения по этому поводу, видимо, не стоит. Просто приведу четверостишие, которое я написал для большого календаря, изданного накануне миллениума. Это о России:

В противоречиях прекрасна,

Пророка ждущая напрасно,

Страна, в которой свет и тень,

И блеск ума, и силы лень…

И еще. Великолепную книгу для детей написал Федор Федорович Кнорре. Она называется «Капитан Крокус». Настоятельно рекомендую прочитать эту книгу и родителям, не желающим, чтобы из их детей делали неодушевленные, безмозглые чучела. Эта книга является очень эффективной прививкой от «цифровых платформ», компьютерной зависимости и Генерал-Кибернаторов — вивисекторов человеческих душ. И если однажды ваш ребенок наконец-то оторвется от бесконечных компьютерных игр, то, как пел Владимир Высоцкий, «Значит, нужные книги ты в детстве читал!».

Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите ctrl+enter