Лучшее - враг хорошему: почему подводная лодка «Казань» отправлена на доработку

4 марта 2021, 18:58
По одной из версий, у российских военных появилась идея оснастить новые лодки крылатыми ракетами «Калибр-М» большой дальности.

Виктор Кузовков

Удивительно, но срок передачи флоту атомной подводной лодки «Казань», относящейся к усовершенствованному проекту «Ясень-М», опять перенесены. Опять, потому что изначально она должна была войти в состав флота ещё в 2019 году, но тогда, после серии испытаний, была отправлена на завод «Севмаш», где изначально и строилась, для устранения недоделок. Причиной назвали несоответствие ряда вспомогательных узлов и агрегатов техническому заданию. То есть, если называть вещи своими именами, корабелы попытались немного «схимичить», надеясь, что желание военных отрапортовать о получении нового корабля перевесит принципиальность приемной комиссии.

В итоге подводную лодку, не раскрывая конкретных проблем (это, кстати, тайна и до сего дня), отправили на доработку. Изначально предполагалось, что она будет закончена в 2020 году, и тогда же АПЛ будет принята в состав флота. Но не тут-то было – только осенью прошлого года было объявлено, что «Казань» вот-вот выйдет на испытания. А поскольку испытания такого громадного и сложного корабля тянутся долго, это автоматически означало перенос сроков сдачи судна. И верно – скоро появилась информация, что головная лодка усовершенствованного проекта «Ясень-М» будет сдана в феврале нынешнего года.

Казалось бы, можно уже открывать шампанское. Но нет, сроки снова перенесены, на этот раз на май-июнь этого года. Перед этим лодка совершит еще один выход в море, после чего будет проведена ревизия всех узлов и механизмов АПЛ. Также источник в ОПК заявил очень интересную вещь: по его словам, «программу пусков крылатых ракет «Калибр» и «Оникс» АПЛ «Казань» выполнила, других пусков не планируется». И это очень интересное заявление, поскольку очень многими экспертами ожидалось, что АПЛ «Казань» станет носителем ПКР «Циркон», и задержки с её вводом в строй связаны именно с попыткой «подружить» эту лодку с новейшей гиперзвуковой противокорабельной ракетой. Но сейчас оказывается, что пусков ПКР «Циркон» с «Казани» не планируется. Это оговорка? Или фактическое подтверждение того, что «Цирконы» не станут штатным вооружением подлодок «Ясень-М»?

Последний вариант изначально выглядит довольно спорным. Дело в том, что массогабаритные характеристики гиперзвуковой ПКР «Циркон» позволяют запускать их с тех же самых пусковых установок, которые используются для запуска КР «Калибр». То есть, подружить новую ракету с существующими и перспективными носителями не так уж сложно. Тем более, что АПЛ «Северодвинск», относящаяся к базовому для «Казани» проекту «Ясень» и имеющая, по сути, те же самые пусковые установки, уже официально участвует в государственных испытаниях ПКР «Циркон». До конца текущего года она должна провести серию стрельб как в надводном, так и в подводном положении, в частности, чтобы подтвердить возможности использования новых ракет из штатных для этого проекта пусковых установок. То есть, похоже, что наши тревоги напрасны – в случае успеха упомянутых испытаний гиперзвуковые ПКР «Циркон» можно будет спокойно развертывать на всех лодках проектов «Ясень» и «Ясень-М».

Кстати, весьма интересны отличия подводных лодок упомянутых двух проектов. По имеющейся информации, модернизированные АПЛ 08851 (885М, шифр «Ясень-М») стали почти на десять метров короче, получили более мощное кормовое оперение, а также новую гидроакустическую станцию. Также утверждается, что новые подлодки стали еще более малошумными. Появились дополнительные ПУ для противоторпед, а вот количество основных торпедных аппаратов уменьшилось с 10 до 8. Зато количество вертикальных пусковых установок для ракет увеличилось ровно на эту же цифру – с 8 до 10.

На каждую пусковую установку приходится по 4 ПКР типа «Оникс» или «Циркон», или по 5 крылатых ракет «Калибр». Поэтому увеличение количества ПУ вполне оправдано – это дополнительно десять крылатых ракет, или восемь противокорабельных. И кажется, что все в конструкции «Казани» продуманно и вполне оправдано. Но тогда совершенно непонятно, откуда же взялись технические проблемы, не позволяющие принять уже, наконец, многострадальную АПЛ в состав флота?

Одна из версий, которую можно всерьез рассматривать – желание военных оснастить новые лодки крылатыми ракетами «Калибр-М» большой дальности. По имеющейся информации, эта КР будет существенно больше и тяжелее базовой модели. Так, например, только вес боевой части увеличится с 500 кг до 1 тонны. При этом дальность должна вырасти с 2000 километров до 4500 километров. Как это повлияет на габариты, мы можем судить лишь предположительно, но не исключено, что для новых ракет потребуются новые или модернизированные пусковые установки. Правда, возможен и вариант простого уменьшения числа ракет в ПУ, до четырех или даже трех штук. Но и в этом случае определенную работу провести все-таки придется.

Если так, причины задержки окончательной приемки АПЛ «Казань» становятся понятны. Вообще, это очень в духе советского еще, а затем и российского ВМФ. С давних пор у нас наблюдается эта проблема, когда судно строится по одному проекту, и строится достаточно быстро, но тут военным приходит в голову что-то улучшить, поставить на корабль новое оружие, электронику и так далее. А поскольку это оружие или электроника часто бывали еще только в проекте или едва вышли на испытания, сдача корабля затягивалась и зависела не от оперативности судостроителей, а от успеха или провала испытаний новых систем. В результате часто корабли советского ВМФ годами стояли на стапелях, а потом еще по нескольку лет проводили у достроечной стенки, ожидая, когда же новейшие «супер-пупер» ракеты или электронная начинка пройдут все этапы испытаний и согласований.

Описываемая ситуация очень похожа на ту, что мы наблюдаем с «Казанью». Дело в том, что большая часть технологий, использованных при создании этой подлодки, ранее была отработана на АПЛ «Северодвинск». То есть, создание новой лодки, пусть даже и модернизированной, не должно было стать такой уж неразрешимой технологической задачей для «Севмаша». А раз так, вполне корректным выглядит предположение, что основным камнем преткновения стало все-таки желание внести в проект некоторые усовершенствования прямо в ходе строительства. А это, как мы знаем, редко проходит безболезненно.

Трудно сказать, правильным ли является такой подход. Точнее, почти наверняка можно говорить о том, что на длинной дистанции такой подход ужасен – срываются сроки сдачи судов, сроки закладки новых, часто срывается постройка или достройка серии, в частности, из-за катастрофического удорожания строительства. В этой связи хочется вспомнить опыт американцев, которые подобным почти никогда не страдают. Более того, их новый авианосец «Джеральд Р. Форд» был принят в состав флота, несмотря на существенные недоработки и выявленные недостатки. Просто командование решило, что они не критичны для живучести корабля, а с основной своей функцией, а именно запуском и приемкой самолетов, он справляется и в нынешнем состоянии. И вуаля – корабль в строю, недоделки исправляются, конструктивные недостатки исправляются на следующих кораблях серии. Идеальный вариант? Трудно сказать, пока в борт этого авианосца не попала ни одна ПКР. Но выглядит весьма рациональным…

Однако, следует все-таки согласиться с тем, что иногда такой подход может быть оправдан. Например, если планируется строительство достаточно большой серии кораблей, кажется разумным чуть подольше помучиться с головным судном проекта, но зато получить сразу максимально боеспособные корабли. АПЛ «Ясень-М» пока планируется построить 8 штук – довольно большая для нынешней России серия. Кроме того, АПЛ «Новосибирск» того же проекта, построенная позже «Казани», таких проблем вроде бы не имеет – то есть, мучения головной лодки не прошли даром и следующие корабли сразу сдаются в более боеспособном виде. Во всяком случае, у нас есть предпосылки для того, чтобы думать именно так.

Пока нет разговоров и о том, чтобы сдвинуть «вправо» и общие сроки постройки всей серии АПЛ «Ясень-М». То есть, несмотря на сложности, продвижение все-таки есть, и довольно уверенное.

И все-таки АПЛ «Казань» немного жаль. У нас и «Северодвинск» до сих пор находится в «опытной эксплуатации», то есть, формально его даже нельзя назвать полноценным боевым кораблем, так как трудно быть одновременно боевым судном и испытательным стендом, согласитесь? Подобная судьба, наверное, может постигнуть и первую лодку модернизированного проекта «Ясень-М» - трудно сказать, насколько удачными были все эксперименты, проведенные на корабле, и как это скажется на его боевых возможностях…

#Подводный #Новости #Армия #Вооружение #ВМФ #Россия
Подпишитесь