Posted 9 ноября 2020, 09:15
Published 9 ноября 2020, 09:15
Modified 7 марта, 14:18
Updated 7 марта, 14:18
Виктор Кузовков
Как известно, дизель-электрические подводные лодки давно находятся на рубеже смены поколений. В нашей стране это понимали еще в конце прошлого века, когда на замену ДЭПЛ проекта 877 «Палтус» задумали создать новую, более совершенную и, в то же время, более простую, ДЭПЛ проекта 677 «Лада».
Увы, тогда дело не пошло, хотя в результате сначала экспортных потребностей, а затем и собственных нужд, свет увидела в целом весьма неплохая ДЭПЛ проекта 636 «Варшавянка». Затем, в ходе нескольких последовательных модернизаций, «Варшавянки» постепенно становились все более скрытными и грозными подводными судами. В частности, современные версии этой подлодки могут «угостить» противника и крылатыми ракетами «Калибр», причем, как в противокорабельной, так и в обычной версиях, приспособленных для подводного старта. Однако, ключевые требования к новому поколению подводных лодок ближней морской зоны, а именно высокая автономность и наличие независимых от атмосферного воздуха источников энергии, так и не были достигнуты.
Под вопросом теперь и скрытность. Нет, с этим изначально все было неплохо, да и сейчас вроде бы на достаточном уровне. Но гидроакустические средства вероятного противника активно прогрессируют, и давно уже очевидно, что подводникам никак нельзя останавливаться на достигнутом. «Варшавянки», при всех попытках сделать их еще тише и незаметней, все-таки уже почти достигли того объективного предела, где дальнейшее улучшение акустических характеристик становится просто невозможным.
Необходимость создание новых подводных лодок давно осознана военными и конструкторами других стран. В частности, Япония совсем недавно приняла на вооружение субмарину типа «Taigei». По имеющейся информации, подлодки этого типа должны будут заменить стоящие на вооружении в японской армии ДЭПЛ типа «Сорю» («Soryu»), на сегодняшний день считающиеся весьма современными. Внешне новая субмарина будет весьма похожа на свою предшественницу, а вот по возможностям она должна будет значительно превосходить её.
Одним из главных отличий является установка новейших литий-ионных аккумуляторов, которые позволят ПЛ «Taigei» получить качественно новый уровень подводной автономности. Помимо этого, уровень шумности лодки значительно снижен, а новое электронное оборудование и оружие выводят её оперативные возможности на совершенно новый уровень.
По похожему пути идут и российские конструкторы, эволюционно улучшая имеющиеся дизель-электрические подводные лодки. Примерно те же формы, что и раньше. Сопоставимое водоизмещение, вооружение, сонары и так далее. Единственное радикальное отличие проекта 677 «Лира» от предшественниц – предполагаемая установка воздухонезависимой энергетической установки. К сожалению, разработка этой установки до сих пор не закончена, и мы можем только предполагать, какой именно она будет.
По похожему пути пошли и немецкие кораблестроители с их проектом «Тип 212», и южнокорейские корабелы, недавно спустившие на воду головную лодку проекта KSS-III. Фактически, их главное отличие от лодок предшествующего поколения – новые вспомогательные энергетические установки, как правило, литий-ионного типа. Это батареи большой емкости, по принципу своего действия похожие на те, что есть в любом смартфоне, только огромные, способные несколько суток обеспечивать энергией подводную лодку.
На этом фоне довольно оригинальный проект представили французские корабелы. Naval Group, крупнейшая судостроительная корпорация Франции, недавно представила проект своей новой подводной лодки, которая может произвести, без преувеличения, революцию в своем классе. Если разработчикам удастся воплотить в жизнь все заложенные в прототип идеи, мы можем увидеть рождение самой скрытной и одной из самых опасных подводных лодок в мире.
Проект SMX31E удивляет уже своим внешним видом. При проектировании лодки в основу заложен принцип биомимикрии, то есть, достижение «текучести естественных идеальных форм крупных морских млекопитающих» стало одним из основополагающих принципов ученых и конструкторов. Все линии лодки сглажены и максимально приближены к естественным биологическим формам, напоминая, скорее, огромное китообразное, а не классическую подводную лодку. Рубка, в привычном понимании, отсутствует. Лодка обшита звукопоглощающими панелями, напоминающими чешую. Вместо классического одновального винта лодка приводится в движение двумя винтами, расположенными сзади по бокам и прикрытыми специальными кожухами.
При этом нужно отметить, что речь идет не о каком-то экспериментальном «малыше» - лодка имеет внушительные габариты, вполне сопоставимые с габаритами современных дизель-электрических лодок последних моделей. Длина SMX31E составляет 77 метров, ширина около десяти метров, а водоизмещение достигает 3200 тонн. Но при этом, благодаря очень высокой механизации и автоматизации, экипаж лодки составит всего 15 человек. Помимо экипажа, на борт можно будет брать группу спецназа неустановленной пока численности.
В данной лодке также предполагается использовать литий-ионные батареи. Но французские конструкторы пошли дальше своих зарубежных коллег, сделав их не просто основным, а практически единственным источником энергии на борту. Нет, небольшой дизель на лодке все-таки имеется, но рассчитан он исключительно на использование во внештатных ситуациях, когда лодка либо повреждена, либо полностью выработала ресурс своих батарей. И возможностей дизеля хватит разве что на то, чтобы тихонько добраться до базы своим ходом. Все остальное делается исключительно за счет батарей – это и выход в район дежурства, и боевое патрулирование, и скрытное пребывание в контролируемых противником акваториях, и, разумеется, возможное боевое применение.
Новые батареи, разработанные во Франции, позволят лодке добиться ранее невиданных для неатомных субмарин показателей автономности – новая подлодка сможет до 40 суток непрерывно двигаться под водой со скоростью 8 узлов в час, используя только заряд своих батарей. При этом полностью решена проблема, которая сковывала подводные лодки прежних поколений – всплывать для подзарядки батарей французской новинке не придется. Новые литий-ионные батареи превосходят свинцово-кислотные аккумуляторы не только более высокой емкостью, но и по целому ряду других показателей. В частности, они значительно быстрее перезаряжаются, более безопасны, дешевле и проще в обслуживании, а также позволяют гораздо быстрее набрать максимальную скорость хода при необходимости.
Современные анаэробные установки, вроде двигателя Стирлинга, используемые на некоторых типах подводных лодок, не обеспечивают ни подобной автономности, ни подобной производительности. Под вопросом и их скрытность, хотя надо отметить, что шведские дизель-стирлинг-электрические подлодки типа «Готланд» зарекомендовали себя очень хорошо, в том числе, и как очень скрытные субмарины. Американцы даже арендовали такую лодку, чтобы использовать её на учениях в качестве вероятного противника, и есть достоверно описанные случаи условного «потопления» «Готландом» американских АПЛ и авианосцев. При этом нужно понимать, что подводные лодки на литий-ионных батареях еще более скрытны. И насколько невидимой и неслышимой получится французская новинка, мы пока можем только догадываться…
Максимальная скорость подводного хода новой лодки составит 20 узлов. Это хороший показатель для неатомных субмарин. Но важно отметить то, что при этом она почти не будет терять в скрытности, а это один из важнейших параметров для подлодки.
По мнению разработчиков из Naval Group, лодка нового проекта настолько опережает время, что будет оставаться актуальной весь жизненный цикл подобных кораблей, то есть, по меньшей мере 30-40 лет. Конечно, это очень спорное заявление, поскольку мы пока даже не представляем, как изменится со временем тактика и стратегия боевых действий на море. В частности, большие коррективы в этот вопрос может внести массовое применение подводных и надводных беспилотников…
Кстати, нужно отметить, что и этот вопрос в новом проекте не просто учтен, но и решен. В штатный комплект вооружения субмарины будут входить подводные беспилотники и роботизированные буи, для чего в корме лодки предусмотрен специальный ангар. Еще одним беспилотным средством разведки может стать изделие D19, созданное на базе 533-мм торпеды AUV, размещать которое планируется во внешних модулях.
Вероятно, представленные характеристики новой французской разработки носят, во многом, предположительный характер и еще не раз могут измениться. И все-таки давайте хотя бы в общих чертах представим себе, какого противника наш (и не только) флот может получить уже в обозримом будущем.
Как сказано выше, лодка сможет непрерывно двигаться под водой со скоростью 8 узлов в час на протяжении сорока суток. Это минимальный срок автономности данной лодки. Более разумно говорить о сроке в два месяца, ведь после выхода в заданный район подводные лодки обычно до минимума снижают свою активность, а заодно и энергопотребление.
Этого времени более чем достаточно для активных действий как в акватории Средиземного моря, в том числе и в Черном море, так и где-нибудь в районе Северной Атлантики, с возможным заходом в районы боевого развертывания российских стратегических ракетоносцев. Найдется ли у ВМФ России что-то, чем можно ответить на эту новую угрозу, вопрос пока открытый.
Также следует отметить, что в данном случае мы имеем дело с новым классом подводных лодок. Это уже не дизель-электрическая, а чисто электрическая подлодка. Отказ от надежных, проверенных временем дизельных двигателей кажется слишком смелым шагом, но в случае, если надежды французских разработчиков будут оправданы, выгоды окажутся весьма значительными. В первую очередь, это возросшая скрытность, а кроме того, большая надежность и простота в обслуживании новой системы. Кроме того, немаловажным фактором является высвободившийся объем в весьма тесном пространстве подводной лодки – минус немаленьких размеров двигатель, валы, значительные запасы топлива…
Выгоды могут оказаться столь существенными, что новая лодка станет основоположницей целого нового класса ПЛ, и по пути, проторенному французами, пойдут разработчики других стран. Не исключено, что среди них будут и наши.
В любом случае, возможное появление нового противника предъявляет и нашим кораблестроителям, и нашим военным новые требования. А также, увы, в значительной степени обесценивает тот опыт, который был накоплен ими при проектировании и строительстве подводных лодок проекта 677 «Лира». Время покажет, что из этого опыта все-таки можно будет использовать, а что придется просто зачеркнуть и начать все с нуля.
Но вопрос, в любом случае, острый и не терпящий долгой раскачки. Увы, общее состояние нашего флота слишком далеко от того, чтобы можно было самоуспокаиваться. Тем более, когда такие дебютанты на подходе…