Сергей Львов
Драконовские санкции предусмотрены и для техцентров, которые продолжат торговать липовыми документами — от 100 до 300 тысяч рублей. Проверять факт проведения техосмотра полиция будет по базе данных: каждую машину на пункте техосмотра станут фотографировать дважды — до и после проведения диагностики, притом снимки должны сопровождаться координатами места.
Кроме того, сам осмотр - вовсе не поверхностная оценка автомобиля.
В новой редакции закона «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» МВД прописало свыше 80 (!!!) требований к безопасности машины при прохождении пресловутого ТО.
Правда, населению сделана поблажка по времени, - штрафовать водителей на 2 тысячи рублей начнут с 2022 года. Но ездить без полиса ОСАГО они все равно не имеют права! Исключение сделано лишь для владельцев машин возрастом до 4 лет, - им и по новым правилам никакого техосмотра не надо.
Однако мы не в Японии живем, где средний возраст автомобилей 2,3 года.
В 2020 году количество автотранспорта всех типов в России оценивалось экспертами в размере 59 млн. единиц, что на 15 млн. больше начала 2010 года. Росстат даёт цифру на несколько миллионов меньше. Средний возраст легковых автомобилей в России составляет 13,4 года.
Получается, что как минимум 35-40 миллионов человек вынуждены будут то ли в свой рабочий, то ли в свой выходной день тащиться на пункты техосмотра, стоять в очередях, платить очередной "налог" за "услугу", от которой они давно отвыкли и которую абсолютное большинство оценивает как очередное ИЗДЕВАТЕЛЬСТВО государства над своими гражданами.
Достаточно зайти на форумы автомобилистов в соцсетях или комменты под публикациями автомобильных СМИ о новых правилах техосмотра, чтобы почувствовать всю силу ненависти и возмущения. Давать гиперссылки на эти сетевые ресурсы мы не имеем права, - Роскомнадзор оштрафует за мат-перемат, которого там в изобилии.
Однако даже и сторонники технического состояния автомобилей "как в Европе" (где без реального техосмотра и километра не проедешь!) хорошо помнят, почему в России сделали послабление автомобилистам, сведя получение техталона к простой формальности.
Нет, не из любви к народу. Из-за отсутствия инфраструктуры (читай - техцентров), которые могли бы без лишних хлопот и смертельных очередей проводить диагностику автомобилей.
При принятия новых правил предполагалось, что такая система будет создана к 1 марта 2021 года.
И что?
И где она?
А ничто.
И нигде...
Глава Российского союза автостраховщиков (РСА) Игорь Юргенс уже анонсировал всеобщий коллапс. Он может и должен случиться, как минимум потому, что операторы техосмотра, на которых навесили новые требования, не готовы работать по старым тарифам 2012 года — им это просто невыгодно.
В реестре сейчас числится около 5000 станций, но половина — порядка 2500 — даже не ответила на запрос Российского Союза Автостраховщиков, готовы ли они продолжит работу по свежим требованиям! В свою очередь ФАС до нынешнего дня даже не выставила тарифы на проведение техосмотра.
В ГИБДД - тоже паника. Говорят, что там провели закрытое совещание, на котором признали, что в 15 регионах страны система техосмотра полностью рухнет 1 марта и если реформа не будет отложена, с серьезными проблемами столкнутся автомобилисты из Москвы, Подмосковья, Бурятии, Башкирии, Крыма, Мордовии, Приморского и Камчатского краев, Ингушетии, Иркутской, Калужской, Новосибирской, Сахалинской, Иркутской и Ростовской областей…
Иными словами, миллионы граждан страны вдруг поймут, что использование их личного автомобиля - ВНЕ ЗАКОНА.
И ладно бы техосмотр по новым правилам был единственной неприятностью для автомобилистов. В конце концов государство обязано стимулировать покупку новых автомобилей и избавление от автохлама.
Но могут ли россияне покупать новые авто в массовом порядке?
Ключевой цифрой тут является статистика личных доходов. С 2010 по 2020 годы включительно они выросли на 3,3 процента в рублях.
А вот как росли цены на новые автомобили с 2014 по 2020 годы:
За эти же семь лет люксовые автомобили подорожали более чем на 110 процентов.
И это - не предел.
Вместе с падением рубля, которое в 2020 году превысило 20 процентов, растут и цены на новые авто. Кроме того, Минпромторг анонсировал повышение утилизационного сбора на новые автомобили. Предположительно налог, которым облагаются автопроизводители, может повыситься на 25-30%.
Но есть еще и стоимость топлива. Которая за 10 лет выросла почти вдвое. Если кто не помнит, то в 2010 году средняя цена 95-го бензина была 25,6 рубля за литр. Сегодня - от 45 рублей и выше.
За 10 лет вся Россия покрылась сетью камер видеофиксации. И вот итог: в 2020 году автомобилисты заплатили 110 млрд рублей в виде штрафов. Которые в народе уже прозвали "налогом за выезд на дорогу". И мы тут оказались впереди планеты всей! Число камер на российских дорогах сопоставимо только с Китаем...
И вот на таком финансовом и эмоциональном фоне власти зачем-то начинают реформу техосмотра. Хотя нет никаких объективных данных о том, что в стране растет число ДТП по причине скверного состояния автомобилей. Оно - не растет, потому что желающих ездить с протекающими тормозами, разбитым рулевым управлением или неработающими дворниками - считанные единицы, и люди худо-бедно научились следить за исправностью своих авто.
И что совсем удивительно, так это то, что антинародная без всяких кавычек реформа как нарочно затеяна в год выборов в Госдуму и в экономической ситуации, которая не сулит гражданам ничего хорошего как минимум в ближайшие три года.
Политический эффект от техосмотра по новым правилам может быть покруче, чем от старых видеороликов осужденного дважды "блогера". Рассерженные автомобилисты перекрывать дороги и гудеть "мы здесь власть" вряд ли будут. Но осадочек в душе каждого останется. Надолго...