23 февраля — дата, которая отсылает нас к первому позорному поражению наспех сколоченных красных банд от спонсора их вождя — кайзеровской Германии. Даже не парадоксальный, а шизоидный праздник. Не служил — молодец!
Вообще порочная идея этого гендерного торжества густо замешана на двух основных компонентах — патриархате и патернализме, являющимися своеобразными столпами российской государственности. Безраздельное господство старших над младшими и мужское единоначалие во власти, ярко иллюстрируемые особенностями службы в нынешней российской призывной (т.е. рабской) армии, формируют особый тип людей, основанный на вышеописанной иерархии подчинения, буквально — на иерархии садомазохистов.
Удивительно, но от этой сложившейся системы общественных отношений не могут уйти даже условные прогрессисты. Так, Алексей Навальный в суде апеллирует к богу. А бог — есть ни что иное, как апофеоз патерналистского тоталитаризма. И все-таки это опасный путь — от рацио к абстракции. От (даже!) борьбы с коррупцией и политических деклараций — к постмодернистским проповедям. В России «бог» как политическое понятие — буквально — злой демиург, инфернальная основа бытия, самовоспроизводящийся механизм насилия.
Символизм, о котором я уже писала — это не прогресс, это очевидный регресс. Архаика, обратная сторона традиционализма, синоним нищеты. Красивое (не спорю) поведение Алексея Навального за решеткой, отсылки к богу, все это постмодернистское «явление Христа народу» — признак примитивизации культуры, маркер нового смутного времени — или же нового средневековья, ахронии.
В годы разгара сталинских репрессий система прежде всего ставила своей целью самоочищение, эта была борьба за власть внутри самой власти. При этом все остальное общество попадало в топку репрессий в качестве топлива.
Теперь же такой нужды (нужды в самоочищении) нет. Государство берет на вооружение план «Крепость», ставший ее единственным стратегическим, да и историческим решением. При этом пресловутая борьба элит превратилась не более чем в оборот речи. По факту идет борьба с народом. Гибридная гражданская война.
Но вернемся к патернализму и патриархату. Эти подсистемы столь устойчивы, потому что они пронизывают собой буквально всю структуру общества — от семьи до армии. Часто не осознавая своей неактуальности и нелепости. Так, например, образы «мужественных мужчин» и «женственных женщин» были уместны в эпоху модерна. Постмодерн предельно адаптировал их под нужды рекламного бизнеса, таким образом окончательно десакрализовав. Поэтому, глядя на очередную демонстрацию песен и плясок бравых молодцев в советской военной форме, испытываешь некоторую неловкость.
Интересно, что люди, придерживающиеся того, что принято обозначать как традиционные ценности, не замечают их оборотной стороны. А именно — насилия со стороны государства и семейного насилия. Общество, для которого человек не является самоценностью, рассматривает своих членов как расходный материал, но исключительно потому, что «так повелось». Сама по себе любая традиционность основана на повторениях ошибок и порочной цикличности. Отсюда вся кошмарная закольцованность красного русского бытия.
Одним из самых страшных социальных проявлений патриархальности является российская армия. Это фактически небоеспособная по современным меркам аморфная масса, где люди в основном занимаются бесплатным каторжным трудом на благо даже не отечества, а конкретных лиц — буквально строят дачи генералам. Что есть процесс возмужания по-русски? Не более, чем процесс долговременного физического истощения, сопровождающийся полутюремным бытом и чудовищным, гипертрофированным насилием.
Нынешняя российская армия является некоей насильственной структурой, берущей свое начало из советского общества, которое, в свою очередь, также полностью состояло из насильственных структур, начиная от семьи. Все мы прекрасно в курсе того, что происходит в российской армии на самом деле. Всем нам известно, что идут туда те люди, которые просто не могут откупиться от данной ситуации. Всем нам известно, что происходило в том же Афгане, как там использовали армию. Даже по самому банальнейшему фильму «9 рота». Естественно, желание защищать свою родину должно проистекать из природы человека и оно никак не может быть принудительным.
В этом смысле советская и ныне продолжательница ее мрачных традиций — российская армия практически равна тюрьме. Человек не желает туда идти, его везут на убой, он по сути уже является меченым «грузом 200», посему я считаю, что в армию должны идти настоящие патриоты в хорошем смысле этого слова, хотя оно уже давно лишилось такового, но оно всегда может его обрести вновь.
Патриоты своей родины, которые хотят ее защищать, обязаны за свою работу получать адекватные деньги и адекватное материальное обеспечение, как это происходит в армиях передовых государств. В противном случае, любая армия становится слабым звеном, потому что если у человека нет порыва, если он находится в ней насильственно, если он всегда хочет сбежать оттуда, если он по сути понимает, что его в любой момент готовы послать на смерть как безвольного оловянного солдатика, эта армия становится полностью бессмысленной. Поэтому армия должна комплектоваться только на добровольной, профессиональной основе и состоять из высокомотивированных людей, чей труд должен быть оплачен по самым высоким стандартам.
Р.С.
Мнения авторов издания могут не совпадать с позицией редакции и публикуются в дискуссионном порядке.