Posted 11 февраля 2021, 13:24
Published 11 февраля 2021, 13:24
Modified 7 марта, 14:15
Updated 7 марта, 14:15
Виктор Кузовков
На минувшей неделе с учебной военной базы «Цеэлим», принадлежащей Армии обороны Израиля (ЦАХАЛ), было похищено весьма специфическое оборудование, используемое подразделениями спецназа при проведении операций - армейские радиостанции и оборудование для шифрования. И если с радиостанциями еще «бабушка надвое сказала», являются они секретными, или не очень, то вот с оборудованием для шифрования все предельно ясно – оно априори секретно, и его пропажа, даже если речь идет об обычных ворах, не понимающих, что именно они украли, является чрезвычайным событием.
Как минимум, ЦАХАЛ должна будет заменить все скомпрометированные шифры, попавшие в руки злоумышленников, а также провести анализ всех переговоров, которые были зашифрованы с помощью данного оборудования, и принять меры для снижения возможного ущерба. Например, если расшифровка переговоров может поставить под угрозу жизнь внедренного или завербованного агента, его придется вывести из-под удара или просто эвакуировать. В общем, дел воры натворили столько, что сдержанность представителей ЦАХАЛ можно объяснить не только врожденным тактом, но и тем, что у них от злости скулы свело и разговаривать они пока не могут…
Разумеется, первые версии случившегося не заставили себя ждать, но последовали они, как обычно, от журналистов. Кто-то предположил, что оборудование раскурочили бедуины, кто-то увидел в событии криминальный след, а кто-то даже допустил ответный удар со стороны спецслужб Ирана. Криминальная и «иранская» версии заслуживают некоторого внимания, поэтому давайте попробуем с ними разобраться.
Предположение, что какие-то воришки залезли на военную базу, пусть даже и учебную, и своровали радиотехническое оборудование, предназначение которого в девяноста процентов случаев они просто не знают, выглядит немного притянутым за уши. Это ведь не автомобильная магнитола, которую можно быстро «толкнуть» за дозу героина, на такое оборудование покупателя обычно ищут заранее. И можно с уверенностью говорить, что в Израиле если и найдется подобный «покупатель», то он будет представлять иностранную разведку.
Некоторой достоверности криминальной версии придает тот факт, что ранее с этой базы уже совершалось хищение. Несколько месяцев назад, в декабре 2020 года, оттуда было украдено 93 тысячи патронов калибра 5,56 мм. Преступников до сих пор вычислить не удалось, что как бы намекает нам, что они были совсем не просты. Вообще, эта кража патронов не самого популярного у преступников калибра на самом деле вызывает больше вопросов, чем что бы то ни было доказывает. Посудите сами – украсть около ста ящиков патронов и до сих пор не попасться в руки полиции, это еще нужно очень постараться. И версия о том, что они давно распроданы криминальным группировкам, выглядит очень сомнительно - Израиль все-таки не настолько криминальная страна, чтобы бандиты становились в очередь за патронами промежуточного калибра, используемого странами НАТО в автоматических винтовках и малокалиберных пулеметах. Скорее, эта кража ставит новые вопросы, чем отвечает на существующие. Например, сейчас, после кражи с базы «Цеэлим» радиотехнического оборудования, можно предположить, что кража патронов была лишь пробным камнем, и с её помощью злоумышленники просто «протестировали» возможный канал хищений.
Иранский след в истории, хотя и не заметен невооруженным взглядом, все-таки очень привлекателен для любителей настоящего детектива. Еще бы – Тегеран, после всех унижений от израильской разведки и армии, нашел в себе силы нанести ответный удар. И где – на территории противника, почти в самом его сердце, обокрав израильский спецназ! Такая история, без всякого сомнения, найдет массу поклонников хоть у нас в России, хоть в Иране, хоть у других соседей Израиля.
Однако сомнений в ее достоверности очень много. Прежде всего потому, что Иран долгое время был на острие усилий израильской разведки МОССАД. Убийства иранских физиков-ядерщиков, диверсии против ядерных объектов Ирана, активное противодействие проиранской Хезбалле в Ливане и Сирии, а теперь уже и подразделениям КСИР в Сирии недвусмысленно намекают нам, что Ирану противостоит не только целеустремленная, но и весьма дерзкая разведка, результативность которой, мягко говоря, чуть выше средних мировых стандартов. Нет, полностью исключать успех иранской разведки все-таки нельзя, но вероятность того, что за кражей стоит именно она, все-таки существенно ниже пятидесяти процентов.
Но если не криминал и не иранская разведка, то кто тогда?! Не инопланетяне же, на самом деле? Что ж, давайте сформулируем еще одну версию. Правда, сразу оговоримся – сейчас мы вступаем в область чистых предположений, вероятность которых никак не выше, чем предположение об успешной операции иранских спецслужб на израильской территории. Но и не ниже…
Для начала давайте вспомним, как сравнительно недавно, в декабре 2020 года, на аэродроме Таганрог-Южный было похищено секретное оборудование из так называемого «Самолета судного дня» Ил-80. Тогда, напомню, с помощью банального взлома злоумышленники проникли на борт воздушного судна, направленного на модернизацию, и похитили оттуда некоторое количество электронных плат. Эту кражу сразу назвали «кражей века», хотя официальные источники приложили массу усилий для того, чтобы уменьшить масштабы произошедшего. Кражу поспешили заочно списать на охотников за цветными металлами, проникшими на охраняемый объект чуть ли не случайно и так же случайно укравшими оборудование, отвечающее за обмен данными президентского борта с Генштабом, стратегическими подводными ракетоносцами и другими средствами ядерного сдерживания.
Некоторые эксперты тогда сравнили эту дерзкую кражу с угоном летчиком Беленко в Японию перехватчика МиГ-25, являвшегося одной из безусловных технологических вершин советского ВПК того времени. Как минимум, речь шла о том, что скомпрометированное оборудование и шифры надо менять, причем, в безусловном порядке, независимо от того, хочется ли этого военным начальникам, есть ли на это деньги и т.д. Фактически, речь шла о том, что самолеты Ил-80 нужно модернизировать заново. Ну а что могло бы произойти, случись в это время небольшой ядерный конфликт, можно только догадываться.
Собственно, удар был таким, что не ответить на него российским спецслужбам было просто невозможно. По крайней мере, попытку такого ответа можно было прогнозировать с очень высокой долей вероятности. Правда, как и в случае с нынешней кражей в Израиле, широкой публике не спешили говорить о том, кто за ней может стоять. Поэтому и направление ответного удара было совсем не очевидным.
Кстати, совсем не факт, что за кражей в Таганроге стояла именно израильская разведка. Нет, она, конечно, достаточно компетентна для этого, но все-таки Израиль вряд ли считает себя первоочередной возможной жертвой российского ядерного удара, поэтому и интересы его разведки, как правило, лежат чуть-чуть в иной плоскости. Нет, конечно, если секреты сами просятся в руки, МОССАД от них не откажется. Но вот решиться на подобную операцию, с риском «засветить» своих агентов в России и поссориться с Кремлем, это уже сомнительно.
С другой стороны, некогда безоблачные российско-израильские отношения с началом российской операции в Сирии сильно испортились. А после того, как из-за действий израильской авиации был потерян российский самолет радиоэлектронной разведки Ил-20, их и вовсе можно считать натянутыми. Поэтому сейчас нельзя исключать и того, что Тель-Авив ответил за действия своих союзников, например, американцев или англичан, разведки которых гораздо больше подходят на роль возможных грабителей Ил-80.
Если учесть, что ГРУ периодически замечалась в подобных операциях по всему миру, когда военное оборудование крали из Италии и других европейских стран, из Сирии привозили неразорвавшуюся израильскую ракету «воздух-воздух», совместно и иранцами «хакнули» сверхсекретный стелс-беспилотник ЦРУ «Сентинел» и т.д., не будет никакой натяжки считать, что и авторами нынешнего «детектива» в Израиле являются наши ребята из ГРУ Генштаба Вооруженных сил РФ.
А уж как именно проходила операция мы, скорее всего, доподлинно никогда не узнаем. Вполне возможно, кстати, что на каком-то этапе к ней привлекали и иранцев. Более того, она вполне могла быть и совместной – наш опыт плюс иранские ресурсы, которых много по крайней мере по границам Израиля.
Спорно и то, насколько такой ответ оказался эквивалентным. Хотя очевидно, что для Тель-Авива сам факт проведения на территории Израиля успешной разведывательной операции не дружественными спецслужбами уже является поводом схватиться за голову. Так что об эквивалентности промолчим, а вот предупреждение все-таки неплохое.
Могли ведь и взорвать что-нибудь…