Posted 18 февраля 2021,, 10:50

Published 18 февраля 2021,, 10:50

Modified 7 марта, 14:08

Updated 7 марта, 14:08

Депутатам плевать на академиков: закон о просветительстве примут без поправок

18 февраля 2021, 10:50
Даже после жесткой критики со стороны научного сообщества, скандальный закон о просветительской деятельности не претерпел существенных изменений.

Печальные новости пришли из Госдумы по поводу скандального законопроекта о просветительской деятельности. Того самого, который в целях «борьбы с иностранным вмешательством» предлагает согласовывать с властью любую просветительскую деятельность (это может быть вообще что угодно) и получать правительственное разрешение на международное сотрудничество.

Несмотря на критику просветительского и научного сообщества, несмотря на широкую общественную кампанию, несмотря на то, что против единогласно выступил президиум Российской академии наук, ко второму чтению законопроекта профильный комитет не внес в него существенных правок, пишет Коммерсант. Депутаты вновь объяснили свою позицию необходимостью «противодействия западным государствам по вмешательству в наши внутренние дела». Это вызвало недоумение оппонентов, которые возразили, что, таким образом, «противники России занимаются просвещением, а сторонники должны его придушивать». Вице-президент РАН Алексей Хохлов возмутился, что никто «даже не подумал обсудить текст законопроекта с Академией наук», тогда как речь идет об уставной для нее деятельности. Однако в Госдуме уверены, что нужно сначала принять инициативу, а потом решить, что конкретно делать с просветительскими организациями.

Причем депутаты, в частности, Вячеслав Никонов, по-хамски отвечают ученым, что те якобы даже не прочитали текст законопроекта, хотя, конечно, он изучен до последней запятой.

Напомним, что закон, который теперь уже будет принят в том самом виде, рекомендованном профильным комитетом, вводит понятие «просветительской деятельности» — а это любая деятельность вне рамок образовательных программ, направленная на распространение знаний, умений, навыков и т.п. Предполагается, что просветительской деятельностью разрешено будет заниматься только по согласованию с органами власти.

Журналист Дмитрий Колезев писал по этому поводу:

«Все это объясняется, конечно, борьбой с антироссийскими силами, которые притаились под каждой партой, в каждом школьном туалете. Цитата из пояснительной записки:

«Отсутствие соответствующего правового регулирования создает предпосылки для бесконтрольной реализации антироссийскими силами в школьной и студенческой среде под видом просветительской деятельности широкого круга пропагандистских мероприятий, в том числе поддерживаемых из-за рубежа и направленных на дискредитацию проводимой в Российской Федерации государственной политики, пересмотр истории, подрыв конституционного строя».

А еще законопроект обязывает образовательные организации получать правительственное разрешение на любое международное сотрудничество — от приглашения иностранных преподавателей до проведения совместных научных исследований.

Подразумевается, что законопроект направлен на школы и вузы, хотя теоретически, исходя из его формулировок, можно закрывать любые курсы, запрещать репетиторов и вебинары. Где ваше правительственное разрешение на семинар по выпечке веганских тортиков? Это ведь тоже «деятельность, направленная на получение навыков»!

Ну ладно, тортики (наверное) не тронут, это я утрирую. Но любые образовательные мероприятия по истории (особенно Второй мировой войны), политологии, социологии, экономике — будут под пристальным вниманием.

А для вузов, школ и детских садов это наверняка обернется банальными проблемами при взаимодействии с иностранными преподавателями. Причем речь не только про англичан или американцев, но и украинцев, белорусов, казахов…

Представим: чтобы пригласить в школу носителя языка, придется получать дополнительную бумажку в каком-нибудь региональном Минобре, а чиновников Минобра обяжут получать визу ФСБ: не является ли этот учитель агентом ЦРУ? А ФСБ запросит СВР… Короче, в результате в некоторых случаях будет проще не приглашать на работу носителя языка. Дети как-нибудь без него обойдутся. Лондон из зе кэпитал оф Грейт Бритен.

А уж в вузах-то как наплачутся. У российских университетов и так проблемы с международным сотрудничеством, а теперь еще придется доказывать благонадежность совместных исследований, обоснованность приглашения преподавателей и обмена литературой.

В результате получим снижение качества образования и новые гонения на «неудобных» педагогов. Их и так уже давно увольняют из вузов.

Зато конституционный строй будет в безопасности. Спите спокойно...»