Юрий Дмитриев стал широко известен тем, что составлял книги памяти жертв политических репрессий в Карелии в 1930-1940-е годы. Он обнаружил в районах Сандармох и Красный Бор места массовых захоронений погибших.
"Кассационные жалобы осужденного Дмитриева и его защитника на приговор Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 22 июля 2020 года и апелляционный приговор Верховного суда Республики Карелия от 29 сентября 2020 года оставлены без удовлетворения", - цитирует сообщение Третьего кассационного суда агентство "Интерфакс".
Сам Юрий Дмитриев и его адвокат в кассационных жалобах оспаривали виновность Дмитриева по всем вмененным ему преступлениям и просили суд полного оправдания. Свою вину историк не признает. При этом ранее Петрозаводский городской суд два раза отказывался принять кассационную жалобу на приговор Верховного суда Карелии по статье о насильственных действиях сексуального характера в отношении несовершеннолетней приемной дочери.
Петрозаводский городской суд осенью 2020 года в третий раз рассматривал предъявленные Юрию Дмитриеву обвинения в развратных действиях, изготовлении детской порнографии и хранении оружия (статья 135, часть 3 статьи 135, пункт "в" части 2 статьи 242.2, часть 1 статьи 222 УК). Но в конце декабря Петрозаводский городской суд отложил заседание, поскольку материалы по делу были направлены в кассационный суд.
В 2018 году Юрия Дмитриева оправдали по первым двум обвинениям и признали виновным лишь в незаконном хранении деталей оружия. При повторном рассмотрении в 2020 году историка вновь оправдали, но Верховный суд Карелии отменил оба приговора и направил дела на пересмотр. Перед вторым процессом ему добавили обвинение в "совершении насильственных действий сексуального характера в отношении несовершеннолетней".
Суд города Петрозаводск признал Юрия Дмитриева виновным по этому пункту и приговорил к 3,5 годам колонии, тогда бы он освободился в ноябре 2020 года. Но 29 сентября Верховный суд Карелии по этому обвинению приговорил историка к 13 годам колонии строгого режима. В настоящий момент он содержится в СИЗО-1 Петрозаводска.
"Я уверена и продолжаю настаивать на том, что дело Дмитриева есть дело политическое, прямой образчик системной мести. То, что диссидентов всегда пытались измазать в наиболее порочных и неприятных с точки зрения общественного мнения историях, нам известно с давних пор", - считает поэтесса и общественный деятель Алина Витухновская.