Психолог Елена Кадырова задалась в своей публикации вопросом, почему так называемая «божья кара» не спешит опуститься на грешников:
«Если бы за каждым злодеянием немедленно и неизбежно следовала бы расплата, мы бы достаточно быстро обучились жизни в добродетели. Но возникает вопрос - какова ценность такого выбора, когда он сделан из страха? Разве мотивированный таким образом выбор может привести к развитию личности, к глубинной качественной ее трансформации? Нет, страх неотвратимого наказания может исправить поведение, а в последующих поколениях даже стать основой базовых морально - нравственных установок, которые будут восприниматься личностью и даже обществом как свои. Но и сам человек и соответственно общество в своей сути от этого не изменится и любой серьёзный провоцирующий фактор обнаружит то, что вся эта добродетельность, есть лишь тонкий культурный слой, который мы и называем культурой. В разных странах мы сейчас наблюдаем такой кризис культурных ценностей.
Или как это, например, происходит с воспитанным, а по сути надрессированным ребёнком - как только в подростковом возрасте он попадает под атаку серьёзных гормональных потрясений и сталкивается с необходимостью адаптироваться в своей среде. Часть усвоенных родительских установок подвергается проверке реальностью и отметаются как чужеродные. И тут же замещаются новыми - опять таки привнесёнными из близкого социума, где допустим, протестное поведение есть одобряемая норма.
Церковные институты также по сути пытаются регулировать социальные формы поведения и эмоциональные проявления человека, пугая божьим наказанием за рамками человеческой земной жизни, что скорее вызывает тревогу и желание совершать ритуалы, чем реально работает. Отсюда в нас столько лицемерия и ханжества - от неуклюжей попытки носить «крест, не надев трусы», как в известном анекдоте.
Столкнувшись с болезнями и тяжёлыми жизненными ситуациями человек обращается к Богу очень искренне и страстно, но опять таки, он это делает вынужденно! Как ребёнок, который просит прощения у родителя и обещает впредь быть послушным и хорошим. Иногда это помогает, иногда - нет. Или мы видим, что один подлец и душегуб получает наказание по заслугам, что его настигает возмездие, а другой в почёте и достатке доживает до глубокой старости. В этом нам видится большая несправедливость и часто именно это отвращает человека от Бога, приводит к его отрицанию. Где же этот Бог, когда творятся бесчинства и жестокости, почему он не карает злодеев и не защищает их жертв тут же, не сходя с места? Получается, что либо его нет, либо он беспомощен, либо он сам жесток и бездушен.
Ответ мне видится в том, что Бог не воспитывает и не дрессирует. Потому, что это не приближает человека к нему, а значит, к самому себе, к своей божественной сути. По этому пути может вести только любовь в широком смысле слова. Каждый, даже самый маленький выбор, сделанный из любви, а не из страха - это драгоценный шаг, потому что каждый такой шаг по-настоящему, сущностно меняет нас. Все остальное - смена культурного одеяния, под которым мы остаёмся маленькими детьми, живущими в страхе и отделенности, в борьбе за ресурсы и статус, обслуживая свой биологический организм и психологические комплексы, то выигрывая, то проигрывая в этой игре, иногда доходя до грани самоуничтожения, как это уже ни раз происходило и происходит с человечеством прямо сейчас. И это очень больно и очень страшно. Но просто, Бог тут ни при чем. Бог - это любовь. А жить по любви, по-божески мы даже ещё ни разу по настоящему и не пробовали. Успеем ли попробовать?»