28 января в широкий прокат вышла военная драма «Зоя» посвященная подвигу комсомолки Зои Космодемьянской. Картина режиссеров Леонида Пляскина и Максима Бриуса приурочена к 80-летию трагической гибели молодой девушки в подмосковной деревне Петрищево 29 ноября 1941 года. Заглавную роль в ней сыграла 28-летняя актриса Московского театра им. Маяковского Анастасия Мишина.
Стоит напомнить, что последняя – она же первая – кинобиография героини вышла на экраны еще во время войны - в 1944-м. Ее снял режиссер Лео Арнштам, в ней звучит музыка Дмитрия Шостаковича, роль Зои сыграла Галина Водяницкая, а еще в ней снялись будущие звезды советского кино - Ростислав Плятт и Алексей Баталов. Его роль небольшая настолько, что исполнителя нет в титрах. Этот фильм завоевал несколько Сталинских премий I степени; и приз за лучший сценарий Каннского кинофестиваля.
Новую «Зою» активно обсуждают СМИ и социальные сети.
Критик Юрий Васильев в целом благосклонно оценил картину:
«Авторы нынешней «Зои», похоже, сумели ухватить и воплотить главное: любой текст о Зое Космодемьянской – это картина не только и не столько подвига. Но и тотальной, натуралистической, временами нечеловеческой жестокости. Жестокости кровавого бардака первых месяцев войны. Хаотических решений перед лицом приближающейся – и кажущейся неизбежной – катастрофы. Среди них – в трехдневный срок обучить столичных мальчишек и девчонок взрывать дороги и жечь дома, а потом забросить в тыл к нацистам. Тыл этот по сегодняшним меркам – полтора часа на машине от Москвы, если с пробками. Георгий Жуков в сорок первом, выезжая из Кремля, добирался до линии фронта за час.
Жестокости – отнюдь не только со стороны оккупантов – по отношению к жителям Петрищева и других деревень. Жителям, которых в последнюю очередь интересовали и приказы из Кремля, и намеченные ими стратегические цели – если жгут именно их дома и именно в эту морозную ночь сорок первого. Может быть, именно поэтому подвиг Зои столь редко удостаивался подробного экранного воплощения – где не избежать неприятного разговора о том, как от своих пострадали свои же. В новом фильме эти острые углы не сглажены – что тоже повод отметить «Зою» как отдельное явление. Еще до того, что решат для себя зрители...»
Журналист Евгений Гаврилов тоже считает, что эта военная драма получилась вполне приемлемой, несмотря на отдельные недостатки:
«Создателям практически удалось избежать присущих российским картинам такого рода перегибов, утрированной жертвенности и фраз полных фарса. Но, естественно, не все так хорошо. История вышла совсем не про войну, и даже не про патриотическое воспитание, а скорее про силу духа. Картина показала военное время в разрезе трагедии одного человека, остальные сюжетные линии проплывают где-то позади, на фоне взрываются бомбы и гибнут люди, а истории персонажей второго плана не дотягивают до глубины. Еще из минусов — кастинг актеров. 29-летний Артем Курень, сыгравший ребенка — это, конечно перебор...»
Непохожим на другие военно-патриотические картины отечественного производства увидел это кино журналист Кирилл Шулика:
«Фильм тяжелый, фильм жестокий, и ведущий к уже известному всем финалу, ведь он и есть кульминация. И вроде бы сделана картина толково, с душой и даже определенным вниманием к деталям, так сказать. Однако, грубый и однозначный акцент расставлен именно на издевательства, которые переживает девушка. Весь сюжет сосредоточен на перерождении ее персонажа и ни на чем другом. Параллель напрашивается сама собой, а финальные сцены ее только подкрепляют. Фильм скорее всего не понравится любителям эпичных сражений, но определенно найдет свою аудиторию...»
Однако, были и другие, куда более жесткие мнения по поводу этой картины. К примеру, сетевой аналитик Дмитрий Милин уверен, что поднимать тему подвига Зои Космодемьянской – это не хороший ход властей. И вот почему:
«Диверсионная группа, в которой была Космодемьянская сжигала дома в лютую зиму 1941/42 года, оставляя советских граждан без крова и обрекая на смерть. Сейчас об этом пока не готовы говорить, но большая часть из 18 млн погибших гражданских советских людей была убита советскими властями тактикой «выжженной земли», чем и занимался отряд, в котором была Космодемьянская.
Тактика «выжженной земли» — метод ведения войны, при котором отступающие войска проводят полное и широкомасштабное уничтожение всех жизненно важных для врага запасов (продовольствия, топлива и т. п.) и любых объектов промышленного, сельскохозяйственного, гражданского назначения с целью не допустить их использования наступающими противниками.
Термин «выжженная земля» применяется только к боевым действиям, в ходе которых отступающие войска уничтожают объекты, имеющие первостепенное значение для противника. Тактика «выжженной земли» запрещена статьёй 54 Протокола № I Женевской конвенции 1977 года.Боевое задание группы Зои Космодемьянской было таково: «сжечь 10 населённых пунктов (приказ т. Сталина от 17 ноября 1941 г.): Анашкино, Грибцово, Петрищево, Усадково, Ильятино, Грачёво, Пушкино, Михайловское, Бугайлово, Коровино. Срок выполнения — неделя».
Имелся в виду приказ Ставки Верховного Главнокомандования № 428 о сожжении населённых пунктов на оккупированной территории.
Милин приводит в качестве аргумента следующую цитату из «Отчёта о выполнении приказа "Гнать немца на мороз!"»:
«Уничтожение продуктов при отходе, требование "гнать немца на мороз" поджогом населённых пунктов, в которых они размещались, много помогло оккупантам. Они вели пропаганду о том, что всё это делается советской властью потому, что она уже не думает возвращаться, иначе зачем уничтожать то, что может сохраниться для использования при возвращении?…
Больше того, требование об уничтожении невывезенного хлеба и угона колхозного скота способствовало привлечению на сторону врага людей, потерявших веру в победу Красной армии, особенно родственников пострадавших в ходе репрессий при коллективизации...»
Илья Григорьевич Старинов (20 июля 1900 — 18 ноября 2000, Москва) — советский военный деятель и педагог. Разведчик-диверсант, организатор партизанского движения, полковник (1938).