Posted 26 января 2021, 10:32

Published 26 января 2021, 10:32

Modified 7 марта 2024, 14:08

Updated 7 марта 2024, 14:08

И пойдет внук на деда: чем грозит запрет отождествления роли СССР и Германии в войне

26 января 2021, 10:32
Сюжет
Фашизм
Социальные сети задаются вопросом, как будет голосовать во время принятия нового закона депутат Госдумы Никонов, внук печально известного наркома иностранных дел Молотова, поставившего свою подпись под союзническим договором СССР и фашисткой Германии.

Как известно, Президент Путин вчера официально, в перечне поручений по итогам заседания Совета по культуре и искусстве, предложил законодательно запретить «публичное отождествление роли СССР и фашистской Германии во Второй мировой войне». С такой инициативой на заседании этого совета в октябре 2020 года выступила депутат Госдумы Елена Ямпольская.

Это известие вызвало неоднозначную реакцию в социальных сетях.

Журналист Дмитрий Колезев указывает в своей публикации на «источник вдохновения» патриотки Ямпольской, выступившей с этой странной с исторической точки зрения инициативой:

«Вы удивитесь, но поводом для этой инициативы Елены Ямпольской стало чтение двух популярных книг по психологии: «Тонкое искусство пофигизма» и «Все хреново» блогера Марка Мэнсона (вы наверняка видели эти книги в книжных магазинах или подборках). Именно из этих книг Ямпольская вытащила две цитаты и преподнесла их президенту:

1. «На долю поляков выпало немало бедствий, изнасилований и убийств: сначала нацистами, затем советскими солдатами»;

2. «Советы были похлеще нацистов».

Ямпольская назвала это «наглой, оскорбительной чушью».

(Для корректности приведу вторую цитату в развернутом виде: «Действительно, поначалу Советы были похлеще нацистов. Они уже знали и практиковали эту фишку: сбросить чужое правительство и подчинить народ своей ложной идеологии»).

«Мне кажется, у нас есть моральное право ужесточать закон, когда речь идёт об осквернении нашей исторической памяти», — сказала на заседании совета Ямпольская. Путин согласился и теперь появилось это поручение.

Уже по этому примеру мы видим, что новая законодательная норма затронет далеко не только тех, кто пишет или читает на исторические темы: появится еще одно цензурное ограничение, на которое теперь должны будут оглядываться авторы, издатели и продавцы любых произведений культуры, от комиксов до научной литературы.

По этим же примерам видно, как широко предполагается трактовать будущий закон. Под действие закона могут попасть любые упоминания о «негероических» действиях советского командования, войск и простых солдат. Хотя вроде бы является очевидным, что любая война чревата эксцессами, в любой солдатской массе победителей найдутся насильники, грабители или по крайней мере циничные спекулянты (почитайте, например, о поведении американских солдат в освобожденном Париже). Если не говорить об этих печальных эпизодах войны, в общественном сознании может формироваться упрощенный, облегченный образ войны как таковой. А значит, общество будет толерантнее к войнам и агрессивным действиям государства на международной арене.

Под табу попадут, боюсь, и дискуссии о пакте Молотова-Риббентропа, разделе Польши, амбициях советского руководства по расширению зон влияния СССР и т.п.

Стоит ли нам забыть об этих темах, неприятных для нашего уха и ума? Ни в коем случае, ведь, как и в индивидуальной психологии, попытка замолчать и забыть прошлое лишь вызовет общественные расстройства. Прошлое нужно проработать, в первую очередь — как раз говорить о нем открыто, без ограничений и запретов, позволить себе вспомнить и осознать. Полноценная дискуссия поможет постепенно отделить истину от лжи. И истина эта, даже будучи горькой, должна быть принята. Тогда можно спокойно жить дальше, как писал Томаш Гросс, — не оглядываясь на прошлое в неуверенности и беспокойстве, не испытывая смутный страх разоблачения...»

А журналист Кирилл Шулика обратил внимание в этой истории на забавный парадокс:

«Отличная идея - формировать историческую точку зрения на основе запретительных норм законодательства. Фактически, правда, закон будет запрещать давать позитивные оценки пакту Молотова-Риббентропа. Вот интересно, их внук Никонов в Думе тоже за проголосует?»

Подпишитесь