Posted 27 декабря 2020, 16:56

Published 27 декабря 2020, 16:56

Modified 25 декабря 2022, 17:00

Updated 25 декабря 2022, 17:00

Добрый дедушка или бог смерти? Как Карачун превратился в Деда Мороза

27 декабря 2020, 16:56
У этого пожилого человека много имен: Дед Мороз, Санта Клаус, Пер Ноэль. Но его с нетерпением ждет каждый ребенок, надеясь получить от доброго старика куклу Барби или плейстейшн. Но добрым дед Мороз стал лишь 100 лет назад. До этого он под другими именами тысячелетиями нагонял ужас на всех детей и многих взрослых.

Многие дети, привыкшие к сказке, ждут его прихода. Между тем на Санту существует очень нелицеприятное досье, рассказывает ютуб-канал «Крамола».

Санта Клаус

Во 2-3 столетии нашей эры в передней Азии жил архиепископ Мирликийский, он же святитель Николай. Весь мир знает его как Николая-чудотворца, Николая-угодника, или пэр Ноэль, или Санта Клаус. Подарки беднякам и их детям и исполнение желаний? Ничего подобного. До 19 века Санта Клаус сек розгами и уносил в мешке непослушных детей. И дело не в том, что Николай был жестокий человек. В те времена было обычным делом забирать детей 7-12 лет в рабство, если семьи не могли заплатить налоги или дань. Архиепископ поздней осенью и зимой объезжал вверенные ему территории. Несмотря на разность традиций, святой Николай занимался тем, что забирал у крестьян в уплату долгов их детей. «Работал» Николай не один. В Альпах его сопровождал Крампус, существо с рогами, копытами и хвостом. В германских землях Санта Клаус ездил с солдатом Рупрехтом. Крампус и Рупрехт делали для Санты грязную работу – секли непослушных детей и забирали их к себе.

В конце 19-го века, когда в Европе появляется феномен детства, Санта Клаус и его напарники теряют звериный оскал. Крампус хоть и остается чудовищем, но он крадет детей, чтобы покатать их на санках.

В России во времена Александра Второго была сделана попытка получить своего рождественского деда. В 1861 году в некоторых предновогодних историях можно было встретить старого солдата Рупрехта, дарившего детям подарки. Чуть позже появился и святой Николай, но эти герои не стали символами русского Нового Года, слишком велики были языческие традиции.

Карачун

Особо древние славяне почитали Карачуна. Были даже специальные дни, когда ему поклонялись – в день зимнего солнцестояния, с 21 на 22 декабря. Карачун – это второе имя славянского бога смерти – Чернобога. Он же повелевал морозами. Бог был грозный. Вместе с ним всегда были медведи-шатуны, которые превращались в бураны и метели, а также волки. Карачун продолжает жить в пословицах: «Пришел ему карачун» или «Жди карачуна». Позднее Карачун все больше ассоциировался с морозом. Появился суровый старец, который стучит палкой, сковывает льдом реки, дышит зимней стужей, а слова превращает в сосульки. Суровый мороз любит оптимистов, а нытикам приходится не сладко. Как в сказке Александра Ромма «Морозко»: «Тепло ли тебе девица, тепло ли тебе , красная?» Только когда девица показала стойкость характера, Мороз ее вознаградил богатством и женихом.

Дед Мороз

Сейчас Деда сопровождают смешные человечки – снеговики. Однако люди забыли, но снеговики- это самые настоящие идолы, которых лепили в знак почитания грозного и безжалостного бога смерти. Дед Мороз постепенно превратился в доброго, но строгого старика и в символ новогодних праздников. В 1840 году В.И.Одоевский написал сказку «Мороз Иванович», в 1886 году в русской литературе впервые появляется Морозко, а в 30-е годы советская власть в своем богоборчестве делает Деда Мороза главным символом новогодних праздников. Языческий Карачун стал для партийных вождей более подходящим прототипом, чем христианский святой.

Даиди Нанолагг, Йолупукки и Юлосуинары

Конечно, телекомпания Дисней впечатала образ Санты Клауса в с празднование Рождества во всем мире. Но не все культурные традиции поддались американскому влиянию. В Ирландии дети каждый год ждут Даиди Нанолагг (Деда Рождества). Он похож на Санта Клауса, но на голове у него вместо шапки венок из трав, в руках посох с зелеными веточками, и одет он, как и полагается на зеленом острове, во все зеленое.

Финский символ Рождества был больше похож на животное, чем на человека, и зовут его Йолупукки. Когда-то он и был козлом, вернее, жутким чудищем в козлиной шкуре и с рогами. Йолупукки ходил зимой по домам, пугал детей и требовал выпивку у крестьян. Непослушных он варил в котле, чем был сильно похож на Крампуса. Но эти варварские привычки остались в прошлом. Теперь Йолупукки – розовощекий старик с лукавой улыбкой и в красном кафтане.

В Исландии вместо Санта Клацса орудуют Юлосуинары, или «рождественская братва». Речь идет об озорниках-гномах, которые оставляют в башмаках послушных мальчиков и девочек подарки, а непослушным суют картофелины и камни. Но это сильно улучшеная версия старой легенды. До начала 20-го века и сами гномы, и их мамаша-людоедка Грилла и лентяй-папа Лаполуди были мрачными созданиями в исландском эпосе. За неделю до Рождества эта банда спускалась с гор и начинала куражиться над жителями. Они воровали скот, били утварь, грабили дома и похищали детей. Особый ужас вызывала их мать. Грилла в компании с огромным йольским котом хватала на улице непослушных детей и варила их них в своей пещере праздничный ужин. Кот вычислял плохо одетых людей, которые из-за своей лени не сумели купить себе теплую одежду. Усатое чудовище не церемонилось с ними и сжирало их без остатка.

Подпишитесь