Posted 25 декабря 2020,, 17:58

Published 25 декабря 2020,, 17:58

Modified 7 марта, 14:04

Updated 7 марта, 14:04

Домашние тапочки и ракеты в штуках: возродится ли в России Госплан

Домашние тапочки и ракеты в штуках: возродится ли в России Госплан

25 декабря 2020, 17:58
Фото: amarkets.org
На этой неделе премьер-министр Мишустин представил на первом заседании Госсовета Единый план выполнения национальных целей развития, нацпроектов и государственных программ. Пропагандисты возвестили начало социалистической революции и возрождение Госплана. «Новые известия» обсудили с экономистами, так ли это.

Елена Иванова, Наталья Сейбиль

Единый план включил в себя все национальные программы, от нацпроектов и национальных целей до госпрограмм. Как пишут комментаторы, план прописан конкретно, с датами, исполнителями и бюджетным обеспечением. За три года на его выполнение до 2024 года должны уйти 39 триллионов рублей. Однако вопросы все равно остаются.

Откуда возьмутся и на что пойдут 39 триллионов

Пока по деньгам рассчитан только первый период до 2024 года, хотя весь план охватывает 10 лет до 2030 года. Главный вопрос, который не получил ответа на обсуждении в Кремле, состоит в том, будет ли Единый план финансироваться только за счёт федерального бюджета, или он предполагает включение частных инвестиций. В ведущий эксперт Института современного развития Никита Масленников исходит из того, что годовой бюджет составляет чуть больше 20 триллионов рублей, таким образом, 13 триллионов - это несколько больше половины. 40% бюджетных расходов покрывают защищённые статьи бюджета, в основном, социалку. Около 4 триллионов рублей заверстываются на трансферт пенсионному фонду. Расходы на национальные проекты также зашиты в бюджетные расходы. Вывод простой – единый план реализуется за счёт бюджетных расходов:

- Это так называемое "проектное" финансирование, когда есть на три года рассчитанная перспектива, и дальше вы её реализуете. Возникает проблема дефицита, ну, дефицит естественно финансируется за счёт госзаимствований. Но дефицит на ближайшие три года, он сокращается с сегодняшних 4.4 примерно до 1.4 в 2023-м. Что касается Фонда национального благосостояния, но пока это не очевидно, будет ли он тратиться, или остается неприкасаемым. А дальше посмотрим.

Экономист Игорь Николаев вспоминает, что в 2018 году на реализацию национальных проектов насчитали 27 триллионов рублей. «Новые» 39 триллионов – это не свежие деньги, которые взялись сверх бюджета, это то, что в бюджете и так тратилось бы на здравоохранение, образование, культуру:

- Внебюджетные средства - это такая лукавая вещь, ещё неизвестно, будут они, не будут. Более-менее уверенно можно говорить только за бюджет. Принципиально здесь то, что это не плюс какой-то, что мы взяли где-то денег. Это деньги, КОТОРЫЕ И ТАК бы тратили, а тратили бы в эту цепь национальных проектов.

Предприниматель и экономист Дмитрий Потапенко увидел в Едином плане размытые формулировки про федеральные и региональные бюджеты и вспомнил один известный мем: чтобы потратить деньги на людей, надо взять деньги у людей:

- Поэтому, где взять деньги, я вам могу рассказать. Если людей сусеками обозвать, и если сусеки - разновидность людей, то да, там и можно наскрести.

Финансовый и биржевой аналитик Степан Демура описывает несколько вариантов, которыми правительство может воспользоваться для увеличения доходной части:

- Во-первых, они могут резко поднять налоги на бизнес и на население, ума у них на это хватит, а во-вторых, у нас же есть ЦБ, который будет, в нарушение федерального закона о ЦБ, финансировать дефицит бюджета. Грубо говоря, продолжится массированная эмиссия рублей ЦБ, то есть, правительство будет выпускать облигации ГКО, банки их будут покупать на рынке, а потом риповать в ЦБ, вот и все. Будут строить очередную пирамиду ГКО.

Отсрочки по налоговым платежам и взносам действуют до конца года, мораторий на банкротство – до 7 января 2021 год. Каждое пятое предприятие находится в зоне риска банкротства в силу того, что платить налоги не с чего. Планировать что-либо в условиях неопределенности крайне сложно, говорит Никита Масленников:

- Главное условие для экономического роста - это условия ведения бизнеса, деловая среда. Как она может быть сформирована на следующий год, когда не ясно, что будет с налогами. Мораторий на банкротство будете продлевать или не будете?

Госплан, Недогосплан или расширенная администрация президента?

По мнению опрошенных нами экспертов, «социалистическая революция», о которой поспешили сообщить российские фанаты СССР, все-таки не произошла. Да, нет, ну, какой он Госплан СССР, Госпланом Госсовет никогда в жизни не будет, у него просто такой мощности нет, восклицает Никита Масленников. У нас даже правительство Госпланом стать не может, а это уж тем более:

- В экономике, которая более сложная, чем в СССР, которая гораздо более открыта мировым рынкам, это просто невозможно. Это нерешаемая задача, если кто-то пытается об этом всерьёз думать, ну что ж, очень жаль, все это закончится тяжёлым психологическим стрессом.

В советское время была логика, говорит научный руководитель Института экономики РАН Руслан Гринберг. Рынка не было, но всё было логично, тапочки и ракеты производились в штуках. Сейчас есть рынок. В современной России есть и госкорпорации, есть они и в Европе:

- Разница между нами и ими заключается в том, что у них есть конкуренция. На Западе понимают, что душа рынка - конкуренция, а у нас само государство будет раздавать заказы и деньги госкорпорациям без всякой конкуренции.

План - это набор мер, увязанных по срокам, исполнителям и ресурсам, которые необходимы, это нормально, говорит экономист Игорь Николаев. Если не опускаться на уровень директивного планирования скрепок, такого рода план должен существовать. В проекте создания атомной бомбы или запуска человека в космос он имеет смысл:

- Другое дело, что у нас сейчас фактически рутинную деятельность, загоняют вот в эти нацпроекты. Через эту призму смотрю нацпроект по дорогам нашим, там есть текущий ремонт дорог… Я это к тому говорю, что масса работ, которая делалась и должна делаться без всякого рода нацпроектов, её теперь загнали в нацпроекты.

За Единый план отвечает не Госсовет, а правительство. Губернаторы же получили коллективную площадку для общения, говорит Никита Масленников. Многие руководители администрации президента становятся автоматически руководителями базовых комиссий. С одной стороны, это разгрузка правительства, с другой стороны, это наращивание аналитических компетенций, которые могут дать альтернативное решение предложениям правительства.

Другой взгляд на Единый план под Госсоветом у Степана Демуры - выстроив систему таким образом, легче контролировать денежные потоки:

- Просто свели все потоки в один ручеёк, чтобы легче было контролировать, чтобы никто лишний себе в карман ничего не заносил. Банальный отжим кормовой базы, ничего нового. Все потоки направить в одно правильное место. Чтобы никто больше к ним не прикасался.

Это театр для корреспондентов и для людей, которые интересуются экономикой, пессимистически замечает аналитик:

- Есть внешняя оболочка, которую нудно обсасывать всем пропагандистам, а есть реальные причины, которые, как всегда, у нас в стране банальны и просты - драка за деньги, которых становится все меньше и меньше, вот и всё.

Национальные цели, проекты, государственные программы

Игорь Николаев критикует правительство за то, что власти размыли понятие настоящих нацпроектов. Все планы трещат по швам, достижения национальных целей передвинуты с 2024 на 2030 год, а все потому, что нацпроекты охватывают практически все, чем должно заниматься государство. Сами по себе национальные проекты хорошие, соглашается Руслан Гринберг, но их надо финансировать безо всяких планов и программ. По его мнению, у России есть, например, очень трудная проблема выхода из стагнации, в которой страна находится семь лет:

- Вы помните, была программа «2020», она ещё лучше коммунизма была. Помните, там средняя зарплата сколько была? 2700 долларов, чтоб Вы знали. А ребята получили ордена, медали, премии за эту программу. Так чем больше маниловщины, тем лучше. И что там говорить о среднем классе в 60-70%, или даже росте на 1.65%, с учётом того, что с 2013-года вообще не растёт, меньше 1-го%? Это все бывает, конечно. Я не знаю, может я ошибаюсь, но ничто не указывает на то, что эти вот мало увязанные друг с другом задачи будут решены.

Никита Масленников возражает, что правительство Мишустина не рассматривает национальные цели как догму. Когда планировался проект по демографии и здравоохранению, никто не мог предвидеть такого удара, который нанесла системе здравоохранения пандемия, и той смертности, которую мы получили сейчас.

Дмитрий Потапенко считает очевидным перенос ответственности за выполнение Единого плана с правительства на Госсовет:

- Конечно, кто-то же должен за неисполнение перед народом быть расстрелянным, или очень удобно это делать, кивая на назначенных технократов и удивляться, почему они воруют, а воровать они будут по весьма прозаичной причине, потому что вещь неисполнимая, а жизнь коротка, так что лучше наворовать и сесть, чем сесть, не воруя.

Пока нет ответов на многие вопросы. Что отсутствует, это коммуникация, говорят эксперты. Без перезапуска условий ведения бизнеса инвестиции не появятся. Без понимания, какие налоги нас ожидают в следующем году, бизнес-плана не построишь. Без долгосрочных тарифов на три или пять лет стратегию предприятия не выстроишь. Собственно, доверие – это и есть основа экономического роста, потому что оно материализуется в инвестициях. Власти об этом говорят, но разрозненно. Хотелось бы увидеть системную конструкцию.

"