«Сложилась такая ситуация, что в Москву едут все. Есть такой миф, что в Москве всё есть, что мёдом и маслом здесь везде всё намазано, и что здесь как сыр в масле будешь кататься. И все едут сюда.
Москва очень большой город. Даже, возможно, это отдельная страна.
Гигантские структурные диспропорции возникли и продолжают усугубляться. Меня очень это волнует и тревожит.
Происходит буквально вымывание людей из регионов с блокировкой какой бы то ни было возможности вообще что-то дельное в регионах сделать.
Регионы ослабевают, Москва при этом пухнет, изобилует и уже не знает, как справиться со всем этим разнообразием, изобилием, с пробками и так далее.
Конечно, это не сулит нам никакой силы. Такая агломерация, такая плотность, которая уже есть в Москве на сегодня и которая сложится в ближайшие десять лет - никакой силы в этом для нашей страны и общества на самом деле нет.
У всего этого есть две причины.
Первая – это исторические миграционные потоки, направленные на столицу, это естественные потоки, они всегда были. Но это не такой значительный фактор.
А самый значительный фактор – это система перераспределения благ, которая действует в сегодняшней России.
В СССР, кстати, была не такая система и она не приводила к такому росту агломерации Москва.
А вот в сегодняшней России процесс следующий: сперва мы практически полностью все налоги забираем, под ноль, а потом делаем трансферты регионам.
К чему приводит такая система распределения?
Во-первых, появляются регионы-любимчики и не очень, а во-вторых, такая система приводит к тому, что появляется огромное количество участников, которые могут подкрутить распределение бюджетных трансфертов куда-то. На руках налипает и так далее.
Это такая упрощённая модель получается: ну, вроде как, распределяет, но результат-то налицо.
Что – экономика в России растёт? благосостояние граждан растёт? Зарплата растёт?
Структурные диспропорции нарастают, одни, значит, жируют, и у одних, значит, на плитку только, знаешь, сколько в Москве тратится каждый год? То, что в Москве тратят на плитку – в других городах это бюджет за пять лет!
Конечно, нынешняя система очень выгодна вертикали власти. Понятно, что если все регионы, все губернии, все города теперь полностью зависят от бюджетных трансфертов вертикали, то регионы смиренные – они постоянно приходят и договариваются.
Она (вертикаль) очень классно проводит любую хорошую штуку до самого космодрома «Восточный». Легко. Хорошую штуку.
И так же успешно она проводит и самую величайшую глупость, по полной программе.
Глупость, ошибка по вот этой вертикальной системе распространяется на всю страну.
…В прошлом веке была «обильная» дискуссия о том, что необходимость введения драконовских мер, автократии или централизованного руководства вызвана тем, что люди, регионы не способны самоорганизоваться.
Но дело в том, что это не соответствует действительности.
Ярчайшим примером является Швейцария, где сильнейший уровень саморегуляции кантонов – по-нашему, областей, районов. Прям вот буквально до маразма иногда доходит. У них тоже куча своих перекосов. Но пока сход народный не решит, они ничего не могут сделать.
Но длительное применение данного подхода привело к тому, что мы все видим, как ухожена Швейцария, как они относятся к труду, какие у них компании, благосостояние и так далее.
А наша экономика, на самом деле, сейчас находится в заложниках ранее принятого решения, которое было актуально для тех времён – ранних двухтысячных, когда правительству было необходимо навести порядок в федерализме и убрать сепаратистские явления, но сегодня текущая система распределения – это гигантский сплошной тормоз и гашение российской экономики.
…Я вижу ситуацию в регионах, отношение к столице, вижу, как поедом себя едят люди в России.
Вся страна пропитана ненавистью к ближнему, к соседу. Я поставлю забор, отделюсь от соседа, чтобы не видеть его, и так далее.
Ненависть – это следствие нашего сегрегационного подхода. Отделение себя от страны, от города, от всего.
В результате нам очень страшно, и для того, чтобы отвлечься от этого страха мы впадаем состояние «агрессивных импульсаций».
Это особенность уклада и воспитания нашего общества, которая досталась нам из позднего Советского Союза.
Мы ненавидим то, что мы делаем, мы ненавидим друг друга, страну, Америку, мы ненавидим Китай.
А что мы любим? Берёзки, «культуру», живя при этом в культуре ненависти.
Мы любим то, чего нет.
Основа проблемы – мы себя не любим.
Поедом есть себя и заниматься самобичеванием – всё это просто есть наша привычка.
Когда ты начинаешь смотреть на будущее с точки зрения «а какая ещё неблагоприятность может приключиться», конечно же, ты её находишь».
Посмотреть видео Игоря Рыбакова целиком можно здесь.