- Падение показателей производства и спроса на промышленную продукцию стабилизировалось на фоне неопределенности общей экономической ситуации как в России, так и в большинстве зарубежных стран из-за необходимости реализации мер по предотвращению распространения COVID-19. Как это можно объяснить?
- Вообще-то эта какая-то странная формулировка, я в классической экономике, чтобы произошла стабилизация падения, я такого вообще не встречал, но в принципе сейчас можно по любому говорить, но давайте попробуем подумать, что, же это такое. То есть здесь автор, что может предполагать. Что падение не ухудшается, не увеличивается падение, то есть, условно говоря, у вас в октябре было падение на минус 4%, в ноябре тоже минус 4% и в декабре тоже минус 4%, то есть ни каких 5, 6,7 % не ухудшается ситуация, то есть идет стабильно одна и та же оценка роста, то есть стабилизировалась на постоянном уровне падения. Я могу только так объяснить эту фразу, но она не экономическая, это все равно, что сказать замедление темпов падения, можно конечно по любому формулировать, но это конечно, не экономическая категория. Падение продолжается, но в пределах тех значений, которые и были в предыдущие месяцы, я понимаю эту ситуацию так, это действительно так, это просматривается и в России, это и просматривается в мире, более того, китайцы вышли уже почти в ноль по ВВП и по промышленности, у них в третьем квартале был рост ВВП, но это третий квартал к третьему кварталу прошлого года в Китае, 4.4 % они уже дали. То есть эта тенденция такая есть и в мире и в России.
- Каково падение промышленности на конец года?
- Сейчас мы не имеем даже данных за ноябрь, что у нас еще два месяца впереди ноябрь и декабрь, как показывает практика в российской экономике ноябрь и декабрь - это самые производительные месяцы, это конец года, когда окончательно подбиваются все финансовые расчеты, когда подбиваются контракты, реализуется полностью продукция, потому что предприниматели не заинтересованы переносить деньги на следующий год, им финансовые органы могут просто-напросто в какой-то степени ограничить финансирование, изъять деньги. Поэтому все пытаются закрывать ноябрём – декабрём. В том числе, и в промышленности.
Если говорить о конкретных цифрах, оценочно я могу сказать, что ВВП просядет примерно на 4,2% - 4,5% по отношению к 2019 году. МинЭк давал 3,9%, Счётная палата давала 4,2%, Центробанк держит интервал между 4% – 5%. Ближе всего, я думаю, оценка Счётной палаты – 4,2% - 4,5%, я думаю, будет просадка по экономике в целом.
Промышленность выглядит гораздо лучше, чем экономика в целом. Потому что промышленность – не сфера услуг, не торговля, не транспорт и не строительство. Там практически не было локдауна, не останавливали металлургические заводы, не останавливали машиностроительные предприятия. А это – основная проблема для экономики. Вы не можете перевести рабочих на дистанционку. Можете перевести бухгалтерию, отдел кадров, но не тех, кто работает в цехах. Я думаю, что промышленность просядет где-то на 3%, возможно и меньше, 2,8%. Промышленность будет занимать второе место по темпам ухудшения. Лучше всего выступит сельское хозяйство, которого минимально коснулись ограничения. Оно вообще может выйти в ноль. А вот услуги обвалятся, торговля – 5%, стройка будет близка к нулю. У стройки более или менее ситуация нормальная. Транспорт обвалится – форс-мажор, перевозки прекратились, особенно трансграничные перевозки.
- Как это скажется на выполнении бюджета в этом году?
- Бюджет уйдёт в 3% - 3,5% дефицита. Но ничего страшного в этом я не вижу. Весь мир сегодня работает в дефиците бюджета из-за коронавирусной атаки. В других странах дефицит бюджета гораздо больше. В этом ничего страшного нет. Даже, исходя из кейнсианской теории. Джон Мейнард Кейнс - великий экономист говорил: когда у вас стихийные бедствия, война, экономический кризис, всегда увеличивайте государственные расходы, спасайте экономику, а главное – спасайте людей. Все работают в этот период в дефиците. Годовой дефицит у бухгалтеров нужно сводить к нулю. А в экономике нулевой баланс должен быть в определённом периоде, примерно в пять-шесть лет. То есть, два - три года вы работаете в дефиците, потом за два – три года отбиваете его профицитом. И в долги все страны входят в этот период. Это – форс-мажорная ситуацию. Её нужно исправлять. Во время исправления, к сожалению, у нас сейчас один из основных факторов, которые будут влиять на компенсацию падения, не экономический (не производительность труда, инновации уходят на второй план). На первый план выходят внеэкономические факторы – печатный станок и вакцина. Эти два фактора могут повлиять на восстановительный рост экономики всех стран мира.
- Как вы оцениваете перспективы восстановления на следующий год?
- Это гарантировано. Всё зависит от маршрута ковида. Как он себя поведёт, какая будет мутация, как будет проходить вакцинация. У меня есть такие предположения, что к лету, максимум – к осени следующего года процентов 60 населения, особенно в развитых странах, в том числе – в России будет вакцинировано. Экономика начнёт восстанавливаться, уйдут локдауны, уйдёт дистанционка.
Консенсус-прогноз в мире – следующий год будет в плюсе. Но при консервативном, даже благоприятном сценарии ковида. Но падение, которое мы будем иметь по миру около 5% мы ещё не отобьём. Мы отобьём 3%-4%, а полное восстановление на базу показателей 2019 года и мир, и Россия, скорее всего, выйдет не раньше весны 2022 года. А уже после этого начнётся устойчивый экономический рост.
После каждого кризиса начинается рост. Рыночные экономики – цикличны. Они проходят четыре фазы: рост, бум, спад, рецессия. У нас сейчас идёт рецессия. После каждой рецессии будет подъём и будет бум. В конце 2022 года весь мир будет иметь высокие темпы роста. Мы – страна рыночной экономики, это было признано экономическим сообществом в начале двухтысячных годов. Китай, который занимает второе место по объёму ВВП в мире до сих пор не признан на международном уровне страной с рыночной экономикой.
Поэтому – ничего страшного. Это не горе. Мы фитишизируем показатель ВВП. У нас ВВП-фитишизм. Мы всё время смотрим на ВВП. Но главное сейчас – доходы и занятость людей. За этими показателями надо следить, чтобы они не ухудшались. Из этих показателей вытекает ещё два сложных показателя: уровень бедности и концентрация доходов населения, чтобы не было расслоения по доходам населения.
Какая разница, будет ли спад экономики 3,8% или 4,2%? Что такое 0,3%? Это 300 млрд рублей – половина завода Ямал – СПГ. И чёрт с ним! Ну не построим мы половину завода в текущем году. От этого никто не помрёт. Главное – чтобы было нормально с доходами и занятостью. А за счёт роста мы позже отобьём эти потери.
- В добывающей промышленности добыча упала меньше спроса. Означает ли это, что будет перепроизводство. Как на это скажется продление сделки ОПЕК?
- Перепроизводства не будет. Какой смысл производить, если продать нельзя? Сейчас забивают хранилища. Во всём мире. Сейчас добывают во многом ради запасов, чтобы, когда открылся спрос, было предложение. Откроется транспорт. А нефть на 65% потребляется на транспорте – это суда, авиация, наземный транспорт. Откроется транспорт, сразу повысится потребление нефти, распечатаются все загашники. Проблема с вакциной, с открытием транспорта. Заработает экономика – увеличится потребление нефтрепродуктов. Когда-то это должно всё закончиться.
- Что имеется в виду под высокотехнологическими отраслями и почему они упали более чем на 19% за 11 месяцев? Как скором при таких темпах падения может восстановиться промышленность и при каких условиях?
- Могу оценочно сказать, что имеется в виду электроника, производство компьютеров, электрооборудование. Это относится к высокотехнологичным отраслям. По данным Росстата такое падение электроники и электрооборудованию наблюдается одно из самых высоких падений. Это неприятность, но всё стабилизируется.
Я вижу ещё одну проблему: пандемия сбила снабженческо-сбытовые цепочки. Каждое предприятие работает не автономно: у них есть поставщики, потребители. Если нарушится хотя бы одно звено – кто-то не поставит необходимую запчасть или деталь, то это влияет на реализацию всей продукции. А сейчас, в результате провалов и экономических, и транспортных очень большие проблемы возникли в снабженческо-сбытовых цепочках.
О перспективах российской экономики на 2021 год читайте в разделе " Аналитика" "Новых Известий"