С наступлением пандемии коронавируса миллионы россиян стали жертвами атак злоумышленников, которые обзванивают граждан страны в целях обмана. Некоторым абонентам приходится ежедневно тратить время и нервы на общение со спамерами и мошенниками. Сейчас каждый 11-12 звонок, поступающий на телефон россиянам — это либо спам, либо звонок от мошенников. Однако не все знают, как с этими звонками можно бороться.
«Как правило, ничего хорошего не стоит ждать от звонков, которые делаются со скрытых номеров. Если звонящему есть что скрывать (начиная со своего номера), точно так же он скрывает и свои намерения, которые могут варьироваться от банального телемаркетинга до изощренного мошенничества», — рассказал в интервью агентству «Прайм» менеджер проектов Центра цифровой экспертизы Роскачества Сергей Бодров.
По его словам, сейчас с помощью технологии облачной IP-телефонии мошенники могут «нарисовать» себе практически любой номер, поэтому доверять обращениям незнакомцев нельзя.
По данным Сергея Бодрова, решить проблему постоянных анонимных звонков можно несколькими способами. Самый простой и дешевый — сделать это на уровне операционной системы. Если владелец телефона включит режим «не беспокоить», то это решит проблему лишь отчасти, поскольку гудки будут продолжать идти, а не блокироваться.
На некоторых смартфонах с операционной системой Android есть встроенная функция блокировки вызовов от незнакомых номеров. В iOS же пользователь может установить «Заглушение неизвестных».
«В таком случае будут блокироваться вызовы от всех абонентов, которых нет в списке контактов, и с которыми пользователь никогда не общался с данного устройства по этим номерам», — сообщил Бодров.
Второй способ — это блокировка звонков на уровне оператора. Практически во всех компаниях, предоставляющие услуги мобильной связи, есть услуги по ограничению нежелательных контактов. Они бывают как платными, так и бесплатными, и имеют разные названия: «Черный список», «Антиспам», «SMS-фильтр» и другие.
Третий способ спастись от телефонных мошенников — установить на смартфон программу-определитель номеров. При помощи мобильного приложения, которое способно по собственным базам заранее распознавать звонящего, можно при первом же сигнале телефона определить, что звонок пытается совершить мошенник.
По данным «Лаборатории Касперского», за последние два года телефонные мошенники похитили со счетов россиян более 40 миллиардов рублей.
За время самоизоляции один лишь «Сбербанк» получил свыше 3 миллионов жалоб на звонки телефонных аферистов. Как рассказал заместитель руководителя департамента информационной безопасности Банка России Артем Сычев, за период режима самоизоляции — с марта по май — активность мошенников выросла на 300%. В банках пытаются блокировать номера злоумышленников, но те заводят новые. Причем, если во время разговора мошенников вдруг разоблачают, они тут же начинают угрожать, что спишут с карты все средства жертвы. В ход идут даже такие старые схемы, как звонок родителям от имени ребенка, который будто попал в беду. Несмотря на то, что многие абоненты проявляют бдительность и не сообщают звонящим своих личных данных, 27% держателей банковских карт все же могут поверить мошенникам, которые, отменим, при звонке часто обращаются по имени и отчеству. Согласно статистике, банкам удается возвратить пострадавшим только каждый седьмой рубль.