Соответствующие правила опубликованы на портале Бюро по консульским делам Госдепартамента США.
В документе указывается, что «лица, рожденные на островах Хабомаи, Шикотан, Кунашир и Итуруп, оплачивают налоги в Японии. Лица, родившиеся на Южном Сахалине, облагаются налогами в России».
Это требование, указывает японское издание Hokkaido Shimbun, появилось в правилах проведения розыгрышей грин-карт в США в 2018 году. В нем говорится, чтобы рожденные на Южных Курилах указывали страной происхождения Японию, а не РФ. А резиденты США, включая обладателей грин-карт, должны оплачивать налоги со всех своих доходов, независимо от того, в какой стране они получены. При этом двойного налога нет – налог, уплаченный в другой стране засчитывается в счет суммы, причитающегося налога в США.
Напомним, что в конце октября один из сахалинских чиновников был снят с должности из-за того, что во время презентации показал японскую карту, на которой Южные Курилы были изображены как часть Японии.
Споры вокруг принадлежности южной части Курильских островов очень давние. Токио претендует на четыре южных острова Курильской гряды - Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи, ссылаясь на первое российско-японское соглашение - Трактат о торговле и границах от 1855 года. Позже Москва уступила Японии все Курильские острова вплоть до границ с Камчаткой, однако в 1945 году они вернулись в состав СССР.
Декларация СССР и Японии от 19 октября 1956 года прекращала состояние войны и восстанавливала дипломатические и консульские отношения между двумя странами. В соответствии с документом, Москва соглашался вновь передать Японии Шикотан и Хабомаи, но лишь после того, как будет подписан мирный договор. Он, как известно, не подписан до сих пор.
Сегодня российские власти считают, что все Курильские острова вошли в состав СССР по итогам Второй мировой войны, и суверенитет РФ над ними сомнению не подлежит. Япония же настаивает на возвращении "северных территорий", которые пока что по мнению японской стороны "находятся под оккупацией", чтобы подписать долгожданный мир. Однако, и официальное отсутствие мира на практике не означает состояния войны и де-факто не мешает отношениям двух стран.