Posted 27 ноября 2020, 15:05
Published 27 ноября 2020, 15:05
Modified 7 марта, 14:34
Updated 7 марта, 14:34
К таким выводам пришли участники круглого стола на тему «Станут ли «большими» малые партии? Перспективы и возможности новых политических сил», который под руководством Экспертного института социальных исследований (ЭИСИ) состоялся на площадке МИА «Россия Сегодня».
Малые партии представляют собой заметное явление в политической жизни нашей страны. Сегодня к их числу можно отнести как несколько новых политических сил, успешно проявивших себя на недавних региональных и муниципальных выборах, так и ряд политических проектов, имеющих длительную историю, обретающих сейчас «второе дыхание» и активно включающихся в политическую борьбу в преддверии выборов депутатов Государственной Думы в 2021 году.
Руководитель практики политического анализа ВЦИОМ Михаил Мамонов представил свежие данные, основанные на результатах общероссийского репрезентативного опроса, прошедшего неделю назад. Из опроса понятно, сколько россиян готовы проголосовать за непарламентские партии.
«Порядка 16 % заявили о том, что готовы проголосовать за те партии, которые сегодня не представлены в Госдуме. При этом половина респондентов из этой группы готова проголосовать за две партии: за «Яблоко» и «Партию пенсионеров». На третьем месте оказалась партия «Зелёные», а показатели всех остальных партий можно охарактеризовать как весьма и весьма номинальные, то есть они набрали менее 1 %», - отметил Михаил Мамонов. При этом нет оснований говорить о каком-то жёстком неприятии этих партий. Когда мы задали вопрос: за какие из этих партий вы не проголосуете ни при каких обстоятельствах, большинство набрало от 15 % до 23 %, и только «Яблоко» набрала 40 % - то есть именно столько россиян заявили о том, что не готовы голосовать за данную партию», - рассказал Михаил Мамонов.
«Когда мы попытались спросить, почему те, кто проголосовал за непарламентскую партию, выбрал именно её, ключевой критерий выбора был программно-идеологическим: каждый четвёртый заявил о том, что близка идея, доверяют партии, нравится политика и программа, - то есть, в данном случае, мы можем говорить о некотором ценностно-идеологическом предложении», - уточнил Михаил Мамонов. Эксперт назвал цифры поддержки этих партий, условно разделив их по интересам сторонников: либерально-ориентированные (7%), лево-ориентированные (5%), экологические (2%), консервативно-патриотические (2%).
Ведущий социолог Института развития интернета Илья Ухов рассказал о данных социологии, исходя из опросов интернет-аудитории, которые, как он отметил, точь-в-точь могут и не коррелировать с исследованиями «оффлайн», впрочем, тренды во многом совпадают. «Наблюдается тенденция роста интереса к так называемым малым партиям и нишевым политическим проектам. Причём, прирост сторонников этих проектов в интернете идёт как за счёт сторонников несистемной маргинальной оппозиции, так и за счёт тех, кто считает, что в нынешнем составе Государственной Думы их интересы не представляет ни одна партия», - сообщил Илья Ухов.
Фирдус Алиев, управляющий директор ЭИСИ по взаимодействию с экспертным сообществом, член Общественной палаты РФ, заявил, что малые партии «балансируют партийную систему и имеют потенциал прохода в Госдуму». По его словам, малые партии имеют возможность преодолеть барьер и шанс выйти в высшую лигу, тем более, что это подтверждают результаты в регионах. Он отдельно выделил партию «Новые люди», предположив, что именно такая фракция может появиться в новом составе парламента.
Политолог Анна Фёдорова тоже позитивно оценила перспективы малых непарламентских партий: «Есть ощущение, что для многих избирателей малые партии пока ещё весьма похожи друг на друга, и, я думаю, что с этим им во многом придётся работать в наступающем году в новом цикле, потому что, во-первых, эффект новизны имеет свойство немножко стираться, и именно от деятельности малых партий с декабря 2020 по сентябрь 2021 года будет зависеть удастся ли им закрепить свой успех и повторить его на федеральном уровне. Лично я считаю, что у части, а может быть, даже у всех малых партий, которые в этом году успешно проявили себя, действительно есть шанс на прохождение в Госдуму».
Между тем руководитель Департамента стратегических исследований и прогнозирования ЭИСИ Екатерина Соколова, выступившая модератором онлайн-встречи, назвала наиболее востребованные повестки, подчеркнув, что малые партии выполняют функцию «ограничителя для парламентской оппозиции».
Наиболее востребованными, по словам эксперта, являются четыре повестки:
- «Малое добро» — пример: «Новые люди» - решение местных проблем и коммунитаризм (идеология конца XX века, объединяющая моральный консерватизм и леволиберальную экономическую политику, стремящаяся к сильному гражданскому обществу, основой которого являются местные сообщества и неправительственные общественные организации, а не отдельные личности, - прим. «НИ»);
- Запрос на «национальную гордость» (он открывает шансы различным национал-патриотическим проектам из серии «Родины» и «За правду»);
- экологический запрос – пример: «Зелёная альтернатива» и др. - (по мнению эксперта, он будет возрастать в связи с повышенной тревожностью за здоровье – своё и близких);
- запрос на социальную справедливость (он отрабатывается многими партиями, прежде всего, «Партией пенсионеров за социальную справедливость»).
«Малые партии добавляют некоторую устойчивость нашей политической системе. Мы сейчас понимаем, что парламентские партии, в основном, кроме «Единой России» в силу структуры, — партии лидерского типа. И в силу естественных причин здесь вполне возможен, так скажем, транзит. И мы не очень понимаем, что будет происходить с лидерскими партиями в ближайшей перспективе. И в этом плане, если малые партии сейчас ещё не действуют как молодые волки, то всё равно это существующая угроза — ведь незаменимых нет. И если эти старые партии будут раскачивать систему, на их место вполне могут приходить новые молодые партии», — отметила Екатерина Соколова.