Есть определенные признаки, которые указывают на то, что в мире сформировалась новая мировоззренческая и экзистенциальная проблема. Это в первую очередь усиленное внедрение новой этики (НЭ) не только как новой формы социальных взаимоотношений, но и как нового нравственного диктата, отступление от которого уже карается по всей строгости законов усовершенствованной системы распределенного софт-насилия.
Во-вторых, это попытка создать и запустить в жизнь глобализованного общества новые виды идентичности. В-третьих, переформатирование политической карты мира, уже заточенной под вышеописанную модель.
На примере президентской выборной интриги, до сих пор происходящей в США, мы видим как это работает. Вбросы, подтасовки, бунты, попытки морального давления, информационная вакханалия — все это было в истории и ранее. Но никогда еще в таком концентрированном виде, на столь коротком промежутке времени.
Проблема заключается в системном кризисе морально устаревшей концепции гуманизма, сформированной еще в 19-м и 20-м веках. Это концепция состоит из упрощенного кантианства, приоритета общего над частным, «духа» над материей и благих намерений, не оправдавших себя.
В своем фейсбуке я задалась таким вопросом: устраивает ли нас мир, где политкорректность становится цензурой? Где мы можем лишиться работы, денег и даже свободы за одно лишь неправильно сказанное слово? Нуждаемся ли мы в формировании новой гуманистической парадигмы, действительно рассматривающей проблемы индивида (субъекта), а не объекта и порожденной им химеры некоего единого общественного организма?
Навязываемый нам под соусом благих намерений «новый мир» — есть софт-антиутопия, состоящая из безальтернативных моральных норм, сомнительных идеологических клише и новых политических установок, скорее напоминающих религиозные.
Фактически выдвигается априорный принцип, когда последующие поколения принуждаются к ответственности за дела предыдущих — за рабовладельческие отношения, развязывание войн и т.д.
Таким образом, людям, еще не обретшим идентичность, уже навязывают ее вновь, причем в принудительном порядке. Идея коллективной ответственности — это не попытка установить справедливость, это лишь манипуляция.
Один развернутый ответ мне хотелось бы привести полностью:
«Новая этика — это целостная система этических норм, исторически сформировавшаяся в Америке в результате борьбы за права меньшинств, получившая свое развитие в теоретических разработках Critical Race Theory (CRT) в части расовых вопросов, теорий и манифестов радикального феминимзма и т.п., начиная с 60-х годов 20 века включенная в систему образования США и получившая взрывное развитие и выход в широкие массы в 2010-2020 г.г. Основными критериями НЭ являются:
Очень емкий и внятный текст, описывающий проблему, как она есть.
Итак, как я вижу по этому и другим комментариям, запрос на новый (реальный, а не фиктивный) гуманизм уже действительно созрел. И идея только нуждается в оформлении. Намечу тезисы.
Я бы назвала происходящее сейчас в мире топорным ультрапрогрессом. Все достижения цивилизации и философии низводятся до упрощенной модели вселенной формата фильма «Мэд Макс». Люди с железными топорами и примитивными намерениями бегают по пустыне бытия, размахивая айфонами, и перемежая брань модными интеллектуальными словечками.
В перспективе, концепция нового гуманизма, основанная на субъектной идентичности, неизбежно возобладает над любыми формами массового полубессознательного и новых видов социализма. И прежде всего потому, что конкретным выгодополучателем происходящих сейчас и в ближайшем будущем процессов станет непосредственно индивид, а не абстрактное большинство или даже (и тем более!) меньшинство.
Вся предыдущая история человечества являла собой навязывание индивиду всевозможных форм адаптированного для среднего и низшего восприятия вторичной информации, каждый раз преподносившейся в виде «истины в последней инстанции». А в стремительно хаосизирующемся глобальном пространстве первичную, то есть наиболее ценную и актуальную информацию, может получить только субъект, т.е. по-настоящему независимый обособленный разум, вооруженный всеми доступными ему знаниями и инструментами.