Posted 11 ноября 2020, 13:49

Published 11 ноября 2020, 13:49

Modified 7 марта, 14:15

Updated 7 марта, 14:15

Оранжевое небо и черные легкие: почему чистый воздух в России только в проектах

11 ноября 2020, 13:49
В России за прошлый год в воздух попало 22,7 млн тонн вредных веществ. Основным загрязнителем стал бенз (а)пирен. Он относится к веществам первого класса опасности и вызывает онкологию. Подробнее о том, чем дышат россияне и какие меры принимают власти, в материале «Новых Известий».

Дарья Вознесенская

Согласно опросу ВЦИОМ, большинство россиян считают загрязнение воздуха наиболее острой экологической проблемой. При этом 36% опрошенных граждан считают, что власти пытаются решить экологические проблемы, но успехи весьма скромные. 33% респондентов не видят никаких результатов.

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) считает загрязнение воздуха одной из основных причин смертности и заболеваемости во всем мире. На нее приходится 29% всех случаев болезни и смерти от рака легких, 25% — от ишемической болезни сердца, 24% — от инсульта. Каждый год в России из-за загрязненного воздуха случается от 80 до 140 тысяч преждевременных смертей, что сопоставимо с населением таких российских городов, как Находка, Коломна или Кисловодск.

Вагоны пыли в Нижнем Тагиле

Загрязнение воздуха в Нижнем Тагиле - проблема давняя и хорошо известная. В 2018 году фиксировался низкий уровень загрязнения, следует из отчета Росгидромета. Однако в 2019-м снова был зарегистрирован «повышенный». Это обусловлено ростом концентраций бенз(а)пирена, средняя концентрация которого выросла на 50% за год. Кроме того, на 22% увеличилась концентрация взвешенных веществ, а также за последние 5 лет уровень запыленности в Нижнем Тагиле вырос на 18%.

По информации издания TagilCity.ru, ежегодно на город сбрасывается более 1,7 тысячи вагонов вредных веществ. Основные загрязнители города хорошо известны. Это ЕВРАЗ НТМК, на который приходится большая часть выбросов оксида углерода, ВГОК - также СО2. «Уралвагонзавод» душил город оксидом азота, «Планта» - оксидом углерода, «Уралхимпласт» - формальдегидом. Также в воздух в больших количествах попадают диоксид серы, диоксид азота, пыль двуокиси кремния, оксид (триоксид) железа и др.

«В последнем годовом докладе о состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения РФ в 2018 году по поводу Свердловской области можно сказать, что смертность населения от злокачественных новообразований устойчиво ассоциируется с загрязнением атмосферного воздуха бензапиреном, формальдегидом и тяжелыми металлами», — говорит эколог Эдуард Кадыров.

Он отметил, что когда превышение ПДК загрязняющих веществ явное, то человек это чувствует на себе моментально — першение в горле, слезотечение и др. Когда же концентрации не такие большие, то вредные вещества на протяжении длительного времени оказывают отложенный вред здоровью человека. Рано или поздно это приводит к хроническим заболеваниям или снижению продолжительности жизни. К слову, неспроста в Нижнем Тагиле есть детсады для детей, страдающих аллергическими патологиями.

В первом и втором квартале 2020 года были зафиксированы превышения предельно-допустимых концентраций диоксида азота, диоксида серы и сероводорода, в третьем — диоксида азота, оксида углерода и сероводорода. Самое большое разовое превышение ПДК было зафиксировано в июне — в 2,9 раза по сероводороду.

Эколог и общественник из Нижнего Тагила Андрей Волегов видит основную причину загрязнений воздуха в старых производствах, которые строились в 40-50-х гг. прошлого века. Сейчас же предприятия не хотят нести затраты на обновление оборудования.

Если взять ЕВРАЗ, то в нулевых — начале десятых годов предприятие выбрасывало 100 тысяч тонн вредных веществ в год, в 2016 году — 80 тысяч тонн, а сейчас — 60 тысяч тонн. Если посчитать, то на каждого человека приходится больше 100 кг пыли, говорит Волегов. Он отмечает, что изменения есть, но далеко не кардинальные. В частности, за последние 5 лет выбросы с ЕВРАЗ сократились на 25%, а в проекте «Чистый воздух» стоит цель до 2024 года — уменьшить их на 45%. При этом эксперт сетует, что 45% - это мало, не будь чиновники столь снисходительными, без этих рамок предприятие смогло бы существеннее снизить выбросы.

Волегов также напомнил, что у предприятия нет санитарно-защитной зоны (СЗЗ). Несколько лет назад природоохранная прокуратура через суд добилась ее установки. Однако ЕВРАЗ заявил, что все обязательства со своей стороны выполнил, направил документацию для согласования в Москву, но там проект «зарубили». Кроме того, предприятие не планирует ее создавать до 2024 года, пока не пройдет модернизация.

«Там говорят, что когда модернизацию сделают, только тогда будут рассматривать вопрос об установке санитарно-защитной зоны. Так как если они сейчас их утвердят, а потом сделают модернизацию, то придется переделывать санитарно-защитную зону. Вот такая у них отговорка, и тем самым они не возвращаются к вопросу о СЗЗ. У них выручка в десятки раз выросла по сравнению с предыдущими годами. Да и вообще за столько лет можно было бы уже накопить нужную сумму и сделать санитарно-защитную зону, но они не хотят, потому что понимают, что будут превышения ПДК, и им придется за это отвечать», — пояснил эколог.

Волегов утверждает, что выбросы в Нижнем Тагиле происходят каждый день. Однако если раньше УГМС предоставляло полную картину происходящего, то сейчас не регистрирует выбросы по несколько дней. «Хотя мы все их в окна наблюдаем», — отметил общественник.

Так, например, произошло в сентябре: на протяжении как минимум 11 дней выбросы не фиксировались. Однако, согласно опросу горожан, они не заметили отсутствия выбросов. Только 7,8% отметили, что воздух стал чище. А почти 66% посчитали, что «дышать, как всегда, нечем».

Эколог считает, что для решения проблемы власти региона и города должны договариваться с частными структурами о снижении выбросов, а не просто контролировать исполнение проекта «Чистый воздух» в рамках этих 20%. Однако, по словам эколога, администрация говорит, что у нее нет полномочий вмешиваться в деятельность предприятий.

Волегов также сетует на то, что из-за сложившейся экологической ситуации в Нижнем Тагиле люди просто уезжают из города. «У нас очень много легочных заболеваний, много астматиков… Часто люди жалуются в интернете, что из-за оранжевых выбросов плохо себя чувствуют и отлеживаются дома. Но при этом они не вызывают врача и не жалуются в Роспотребнадзор. Я им советую всегда вызывать врача, чтобы он официально зафиксировал причину отравления. Тогда можно пойти в суд и просить компенсацию за лечение, а также за нерабочие дни. Кроме того, жителям, которые увидят выбросы, рекомендуется звонить в МЧС. Там, по крайней мере, зафиксируют, а по прошествии года можно будет узнать статистику — сколько людей жаловались и на что», — рассказал он.

Пользователи соцсетей в Нижнем Тагиле всегда бурно реагируют на новости о новых выбросах и загрязнениях. «Надо валить отсюда и менять кардинально свою жизнь и своих маленьких, пока еще не пропитанных как мы этим дерьмом, детей», — написала под одним из таких постов Настенька Трифонова.

«ЕВРАЗ не делает людей сильнее… Он делает их больными… Сейчас подскочит смертность онкобольных», — добавил Antonio Ugoo.

«Идет планомерное сокращение численности населения!», — считает Елена Сидоренко.

«В нормальных городах заводы стоят за пределами города, а не на улице где живут люди и дети», — отметила Ольга Сегина.

В рамках федерального проекта «Чистый воздух», по которому общее финансирование на 2019–2024 гг. в Свердловской области превышает 2,3 млрд рублей, ряду предприятий, согласно официальным данным, уже удалось снизить валовые выбросы. Речь идет о АО «ЕВРАЗ НТМК», выбросы которого сократились примерно на 7 тысяч тонн, ОАО «ВГОК», где они были снижены на порядка 0,8 тысячи тонн, АО «НПК «Уралвагонзавод», где по итогам 2020 года предполагается уменьшение на 0,03 тысячи тонны.

Кроме того, в октябре в Нижнем Тагиле была установлена третья автоматическая станция контроля за загрязнением атмосферного воздуха. Также для снижения уровня загазованности воздуха в рамках проекта «Чистый воздух» планируется обновление подвижного состава и перевод общественного транспорта и техники дорожно-коммунальных служб на газомоторное топливо, говорится на сайте администрации.

Но этого явно недостаточно.

22,73 млн тонн вредных веществ и 500 млрд рублей

По данным Росприроднадзора, общий объем выбросов загрязняющих веществ в России в 2019 году сократился в 1,4 раза по сравнению с показателями 2018-го, и составил 22,73 млн тонн. По оценке консалтинговой сети FinExpertiza, такие атмосферные загрязнения сопоставимы с половиной произведенного за год в стране бензина. В большей степени цифра сократилась за счет снижения выбросов от автотранспорта почти в три раза. Вероятнее всего, изменение данного показателя связано с изменением системы учета оксида углерода, отходящего от передвижных источников, а также с увеличением количества автомобилей с газовым двигателем. Стоит отметить, что до 2019 года выбросы от транспорта из года в год оставались достаточно стабильными, и на протяжении двадцатилетнего периода статистических наблюдений колебались в диапазоне 12,8-15,4 млн тонн. Однако с 2019 года Росприроднадзор изменил методику подсчета автомобильных выхлопов, в результате годовое количество выбросов стало оцениваться уже в 5,4 млн тонн. Трудно поверить в то, что две трети граждан пересели с бензиновых автомобилей на газовые. Очевидно, ведомство решило поработать над статистикой. Такие "перемены" мало влияют на качество вдыхаемого воздуха и на количество заболеваний, зато очень украшают отчетность.

В докладе министерства природных ресурсов и экологии «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2019 году» говорится, что в прошлом году наблюдения за состоянием воздуха проводились в 250 городах страны. При этом 40 из них были подвержены высокому и очень высокому загрязнению воздуха. Большинство из них находятся в Сибирском федеральном округе. В общей сложности эти города составляют 18% от всех городов России. В них проживает 10,6 млн человек, или 10% городского населения. Так, по информации Росгидромета, на территории Бурятии расположены три города с высоким и очень высоким уровнем загрязнения, в Красноярском крае — четыре, в Иркутской области — девять. В шести субъектах РФ такой уровень загрязнения воздуха отмечен во всех городах, где проводятся наблюдения.

Также в прошлом году в 133 городах России, где проживает 50,6 млн человек, среднегодовые концентрации одного или нескольких вредных веществ превысили 1 ПДК (предельно допустимая концентрация): в 53 была превышена концентрация взвешенных веществ, в 47 — бенз (а)пирена, в 45 — формальдегида, в 44 — диоксида азота. В Республике Крым и Оренбургской области находятся по четыре таких города, в Московской, Свердловской и Ульяновской областях — пять, в Красноярском крае и Сахалинской области — шесть, в Ростовской области — десять, в Иркутской области — 14.

Кроме того, в 35 городах общей численностью населения 10,7 млн человек максимальные концентрации загрязняющих веществ превысили 10 ПДК. В Бурятии, Хакасии, в Алтайском, Забайкальском и Хабаровском краях, в Архангельской и Кемеровской областях расположены по два таких города, в Красноярском крае — три, в Иркутской области — девять.

Стоит отметить, что в приоритетный список городов с наибольшим уровнем загрязнения воздуха, составленный Росгидрометом, включены только 18 — с общей численностью населения 3,3 млн человек. Часть из них входит в проект «Чистый воздух» нацпроекта «Экология», согласно которому к 2024 году планируется снизить совокупный объем выбросов загрязняющих веществ в крупных промышленных центрах на 22% от уровня 2018 года. Речь идет о таких городах, как Братск, Красноярск, Липецк, Магнитогорск, Медногорск, Нижний Тагил, Новокузнецк, Норильск, Омск, Челябинск, Череповец и Чита.

Власти планируют снизить выбросы загрязняющих веществ предприятий теплоэнергетики и частного сектора, газифицируя частный сектор, модернизируя и проводя капитальный ремонт действующих мощностей теплоэнергетического комплекса. Намечен перевод транспорта на экологические виды топлива и обновление транспортного подвижного состава, а также мероприятия по обновлению и развитию дорожной инфраструктуры.

Что касается главных загрязнителей воздуха по стране, то никакой большой тайны тут нет. По данным FinExpertiza, самой загрязняющей атмосферу отраслью остается металлургическое производство с 3,7 млн тонн в выбросов год, на втором месте — энергетика (3 млн тонн), на третьем — добыча нефти и газа с 2,4 млн тонн. В структуре транспортных выбросов на автомобили приходится около 97%, а на железнодорожный транспорт - лишь 3%.

Основная часть (37,8%) загрязняющих атмосферу выбросов приходится на монооксид углерода (угарный газ, крайне токсичное соединение без вкуса и запаха). Далее следуют диоксид серы (16,3%), метан (17,5%), оксид азота (12,6%), летучие органические соединения — этилен, бензол, ксилол, толуол, ацетон, бензин, керосин (7,5%).

Первоначально на финансирование проекта «Чистый воздух» планировалось выделить свыше 500 млрд рублей. В частности, в 2020 году в России должны были внедрить единую государственную систему экологического мониторинга качества воздуха. Однако эти планы пришлось отложить на год, так как поставщик не выбран, техзадание не реализовано. По словам главы Росприроднадзора Светланы Радионовой, без этой системы сложно ставить цели по сокращению выбросов и добиваться их исполнения. «По расчету все хорошо, а дышать — плохо», — отметила она. Также Радионова считает низкими «экологические» штрафы. По ее мнению, «они самые маленькие в стране, и ни к чему не побуждают».

В Счетной палате также отметили, что в 12 городах-участниках проекта загрязнение воздуха остается высоким. Природоохранные ведомства не успевают вовремя использовать выделенные им средства. В связи с чем в этом году было возвращено в бюджет 15 млрд рублей. В 2021–2022 гг. финансирование также будет сокращено на 60-65%.

По словам аудитора Счетной палаты РФ Михаила Меня, перераспределение финансирования объясняется затяжкой с разработкой нормативной базы, а также отсутствием эффективных инициатив по улучшению качества воздуха, необходимых для реализации проекта. Трудно себе представить, что в городах , задыхающихся от вредных выборов, нет активистов и граждан, готовых поучаствовать в решении экологических программ. Получается, что властям легче отправить на кладбище средних размеров город, чем потратить на граждан средства, так необходимые для здоровой жизни. Между тем, главной задачей государства была и остается забота о здоровье населения. Именно для этого граждане платят налоги.

Председатель комитета Госдумы по экологии и охране окружающей среды Владимир Бурматов считает, что существуют риски срыва проекта «Чистый воздух». В октябре он рассказал, что регионы в 2020 году не получили ни копейки их федеральных средств, проект реализовывался своими силами. Для того чтобы деньги дошли до регионов, должны быть составлены планы, с учетом квот на выбросы предприятий. А это возможно только после подготовки сводных расчетов Минприроды, говорит Бурматов.

Кто виноват и что делать?

И.о. председателя общественного совета при Минприроды Александр Закондырин считает, что проблема загрязнения воздуха связана с хозяйственной деятельностью, урбанизацией городов и, в целом, с антропогенным присутствием. Наиболее загрязненные территории — это крупнейшие промышленные центры, такие как Красноярск, Новокузнецк, Челябинск, отмечает он.

По мнению директора по программам российского отделения «Гринпис» Ивана Блокова, в России остается плохая ситуация с загрязнением воздуха, поскольку никто до конца не знает, что происходит. В частности, данные, которые получает и хранит Роспотребнадзор, в некоторых случаях между собой не стыкуются. Часто промышленники не желают предоставлять реальные сведения, а иногда не имеют их и сами.

Кроме того, Роспотребнадзор в течение нескольких лет поднимает предельно допустимые концентрации ряда веществ, в том числе, формальдегида в 3,3 раза и метилмеркаптана более чем в 600 раз!.

«Поэтому сейчас, если вы выходите на улицу и чувствуете запах метилмеркаптана, это еще может быть вполне в пределах предельно допустимой концентрации», — отметил Блоков. При этом на бумаге повышение ПДК привело к резкому «улучшению» состояния окружающей среды во многих населенных пунктах. Но на деле воздух от этого чище не стал.

По мнению эксперта, для улучшения ситуации нужно в целом менять систему контроля за окружающей средой. Например, не должно быть такого, как сейчас, когда один и тот же орган — Росприроднадзор — и руководит проектом «Чистый воздух», и утверждает методику, по которой определяются показатели. Кроме того, Блоков говорит о «чехарде в законодательстве» и отсутствии политической воли. По его мнению, плата за негативное воздействие на окружающую среду должна увеличиваться.

Также Блоков считает, что в России не хватает инспекторов надзорной деятельности. Помимо этого, у них еще и низкая зарплата. Эксперт привел в пример Ханты-Мансийский автономный округ, где удалось снизить загрязнение Оби более чем в 10 раз. Блоков полагает, что там региональное управление работает достаточно хорошо, в том числе, за счет того, что у инспекторов зарплаты доходят до 200 тысяч рублей.

Закондырин полагает, что в рамках проекта «Чистый воздух» необходимо делать расчеты загрязнения воздуха по маркерным веществам — это наиболее опасные вещества, 1-2 класса опасности, которые оказывают наибольшее воздействие на здоровье человека. А также, по его мнению, нужно пересмотреть список городов, входящих в проект, так как три из них демонстрируют низкий уровень загрязнения. При этом есть 18 городов с очень высоким загрязнением и 22 с высоким уровнем загрязнения, которыми «почему-то никто не занимается».

Также Закондырин обратил внимание на главный недостаток проекта «Чистый воздух». Так, в рамках него предприятиям необходимо модернизировать производство, чтобы снизить количество выбросов. Но некоторые предприятия занимались этим на протяжении долгих лет и все, что могли сделать без сокращения объемов производства, уже сделали.

«И это главный недостаток этого проекта. То есть, таким образом, мы мотивируем не отличников, а двоечников. Люди, которые ничего не делали или сделали мало, они смогут выполнить KPI. А те, кто занимался этим на протяжении 20 лет — нет, так как им сокращать уже особо нечего», — говорит эксперт.

Помимо этого, Закондырин отметил, что есть моменты, которые не являются частью федерального проекта, но их тоже нужно решать. «Россия — страна, которая экспортирует газ, но топится на угле, как в 18 веке. Вся восточная часть не газифицирована. Пока мы не газифицируем Красноярск, мы не решим проблему чистого воздуха. Красноярск же еще топится самым дешевым углем», — пояснил он.

Необходимо начать решать проблему транспорта и пробок. «Это проблема всех крупных городов и даже уже средних. Это не прямая экологическая проблема, это проблема организации движения, строительства дорог, создания нормальных логистических решений, повышения экологического класса автомобилей. Расчеты нормативов в советское время не были рассчитаны на то количество автотранспорта, которое есть сейчас», — заключил эксперт.

Подпишитесь