Posted 25 мая 2020, 12:29
Published 25 мая 2020, 12:29
Modified 7 марта, 14:57
Updated 7 марта, 14:57
На первый взгляд, результаты исследования кажутся парадоксальными - ведь из-за пандемии коронавируса COVID-19 в российских городах сократилось движение автомобилей, количество авиаперелетов и вовсе упало в разы, остановились многие предприятия. 22 апреля министр энергетики Александр Новак сообщил, что спрос на бензин упал на 50%. Но эксперты объясняют полученные данные возросшим уровнем частоты замеров. Так или иначе в первом квартале прошлого года было всего 28 случаев высокого загрязнения воздуха, нынешний же уровень - рекордный за пять лет.
"В пресс-службе Минприроды подтвердили, что выводы Finexpertiza совпадают с данными Росгидромета (служба входит в структуру министерства), - сообщает РБК. Под высоким загрязнением воздуха понимается содержание одного или нескольких вредных веществ на уровне в десять и более раз выше, чем определено санитарными нормативами о предельно допустимой концентрации (ПДК). Например, ПДК нефтяного бензина в разовом выбросе не может быть больше 5 мг/куб. м, в суточном — 1,5 мг/куб. м, для свинца и его неорганических соединений ПДК в атмосферном воздухе — 0,0003 мг/куб. м. Такие загрязнения могут сопровождаться неприятными запахами, иногда фиксируются окрашенные осадки".
За весь прошлый год был отмечен всего 61 случай высокого загрязнения воздуха и еще два экстремально высоких (к ним относится превышение ПДК вредных веществ от 20 и более раз сроком на двое суток или от 30 раз на восемь и более часов). В 2018 году было зафиксировано 90 случаев загрязнения воздуха (86 высокого загрязнения и четыре экстремально высокого), в этом же году лишь за первый квартал выполнена половина той "нормы", хотя и экстремально высоких выбросов в январе-марте нынешнего года не отмечалось.
Основными загрязнителями стали предприятия металлургической, горнодобывающей, нефтяной и целлюлозно-бумажной промышленности, а также в сфере предприятия ЖКХ. Самыми грязными регионами стали сибирские - Бурятия (21 случай), Забайкальский край (восемь случаев) и Красноярский край (семь случаев). Там превышены показатели по бензапирену, сероводороду, ионам мышьяка, никеля, меди, марганца, цинка, железа, алюминия, хрома, по аммонийному и нитритному азоту, фтору, а также по производным нефти.
В прошлом году Роспотребнадзор включил в список крупных загрязнителей воздуха в бурятских городах Селингинск и Улан-Удэ Селенгинский целлюлозно-картонный комбинат и Гусиноозерскую ГРЭС. В Красноярском крае основными загрязнителями считаются угольные котельные, а также автотранспорт.
Шесть случаев загрязнения окружающей среды в этом году связаны с авариями. Одна из них произошла на нефтеперерабатывающем заводе "Лукойл-Ухтанефтепереработка" в Ухте (Республика Коми).
Глава комитета Госдумы по экологии и охране окружающей среды Владимир Бурматов говорит, что данные Росгидромета пока скупы из-за недостатка пунктов наблюдения за качеством воздуха вблизи промышленных предприятий и в жилом секторе, а на увеличение их числа не хватает средств даже в рамках федерального проекта "Чистый воздух" из-за предстоящего сокращения финансирования проекта. Остается уповать лишь на договоренности губернаторов с предпринимателями, чтобы те модернизировали производство и снижали выбросы. В частности, существенно улучшить качество воздуха в промышленных центрах может перевод на газ угольных котельных, например в том же Красноярском крае, развитие электротранспорта и транспорта на газомоторном топливе.
Однако, пандемия коронавируса все же привела и к существенному улучшению качества воздуха в ряде городов, среди которых Братск, Липецк, Магнитогорск, Медногорск, Норильск и Череповец - там уровень загрязнения снизился в несколько раз.
Немецкие исследователи утверждают, что грязный воздух в городах гораздо опаснее курения и вызывает около девяти миллионов преждевременных смертей в год. Если сравнивать загрязнение воздуха с другими причинами преждевременной смерти, то оно ежегодно убивает в 19 раз больше людей, чем малярия, в девять раз больше, чем ВИЧ/СПИД, и в три раза больше, чем алкоголь.