Казус Малаховой: жертва реновации живет с 6-летним ребенком в брошенном доме

1 ноября 2020, 17:06
В 2017 году в программу реновации было включено более 5 тыс.домов. Сейчас из них расселено всего около 40 многоквартирных домов. Программа, изначально анонсированная как улучшение жилищных условий, для многих обернулась фактически принуждением к переезду в квартиры меньшей площади или выкупом жилья.

Ирина Мишина

В редакцию «Новых Известий» обратилась москвичка Елена Малахова, жительница пятиэтажки в Бескудниково. Ее дом был включен в программу реновации. На сегодня в этой пятиэтажке с забитыми окнами и отключенными коммуникациями Елена осталась одна с 6-и летним ребенком. Ее история – яркий пример того, чем на самом деле оборачивается программа реновации для большинства москвичей.

Несколько лет назад дом, расположенный по адресу Дмитровское шоссе, 89, корпус 4 попал в программу реновации и сейчас практически готов к сносу. Единственным препятствием для этого стала не расселенная однокомнатная квартира, в которой живёт Елена Малахова с маленьким сыном. Причина проста: «Жилая площадь нашей однокомнатной квартиры - 23 кв. м. Для переезда нам предложили два варианта: в дома №11 и №13 на Бескудниковском бульваре. В обоих домах жилая площадь «однушек» меньше, чем в моей нынешней квартире. В одном доме она составляет 14,8 кв. м, во втором — 15,7 кв. м. Эти варианты меня не устраивают: разница 7–8 м - это почти отдельная комната. У меня вся мебель в эти квартиры не поместится! Надо учитывать и то, что у меня сын-первоклассник, ему где-то надо оборудовать рабочее место. Мы с сыном – разнополые, со временем ему понадобится отдельная комната, поэтому мы согласны на малогабаритную двухкомнатную квартиру равной площади. Но когда я привожу эти аргументы, чиновники предлагают самые диковинные варианты. Так, представитель Штаба реновации, юрист по имени Елена Владимировна предложила мне поставить диван ребенку на кухне, чтобы он там спал. А во время «круглого стола», организованного в Мосгордуме, мне сказали: «Покупайте квартиру сами!».

Тут не лишне вспомнить, как была анонсирована программа реновации. В соответствии со статьей 7.3 Закона РФ № 4802-1 «О статусе столицы Российской Федерации», собственникам жилых помещений, включенных в программу реновации, должны предоставляться равнозначные жилые помещения, соответствующие стандартам благоустройства, в которых жилая площадь и количество комнат не меньше жилой площади и количества комнат в освобождаемом жилом помещении, а общая жилая площадь превышает общую жилплощадь освобождаемого помещения. Предоставить новое жилье, по закону, должны в том же районе Москвы, в котором расположен многоквартирный дом, подлежащий сносу по программе реновации. Правда, Департамент городского имущества Москвы делает оговорку в одном из писем в адрес москвички Е.Малаховой: она «вправе по письменному заявлению приобрести за доплату жилые помещения большей площади или жилые помещения, имеющие большее количество комнат, чем предоставляемые по закону равнозначные жилые помещения».

Складывается парадоксальная ситуация: на сегодняшний день, судя по ответам чиновников из Департамента городского имущества Москвы, из Фонда реновации, в Москве, в районе, где проживает москвичка Елена Малахова, нет однокомнатных квартир, равных по площади той, которую она должна освободить. Передо мной – целая пачка отписок чиновников, которые ненавязчиво подводят женщину к мысли о покупке квартиры или о доплате. Спрашивается: как была спланирована программа реновации, если человеку не могут предоставить равнозначную жилплощадь в его районе, при этом всеми силами принуждая к выселению?

«В нашем районе были построены новые жилые дома для переселенцев по программе реновации, в которых почему-то однокомнатные квартиры по 14, 15, 16, 17, 18 квадратных метров. Это значительно меньше жилой площади однокомнатных квартир в пятиэтажках, из которых нас выселяют, - рассказывает Елена Малахова. – Город, правда, предлагает компенсацию. Мне предложили доплату 1 млн 200 рублей минус 13 процентов налога. Складывается ситуация, когда для меня единственным выходом становится ипотека и покупка нового жилья. Но я не могу этого сделать: когда подойдет пенсионный возраст, я не смогу выплачивать ежемесячно значительные суммы, значит, мой сын вынужден будет бросить учебу и идти работать, чтобы выплачивать ипотеку», - считает Елена Малахова.

«Государству, властям города было хорошо известно, что в пятиэтажках, попавших под реновацию в Бескудниково, были квартиры такой площади (23, 23 кв.м). Но почему-то в районе не построили новые дома с квартирами такой жилой площади. Они есть только ближе к центру Москвы. Но переселять в такие квартиры чиновники Елену с сыном отказываются. «Вы не имеете права выбирать!» - заявили Малаховой в Фонде реновации. Возникает вопрос: не создаются ли таким образом специально условия, при которых переселение в домах под реновацию превращается, по сути, в покупку новой квартиры?», - считает эксперт Ассоциации адвокатов «За права человека» Юлия Архипова.

«Когда протаскивали программу реновации, москвичам приводили «железный аргумент»: якобы общая площадь новой квартиры будет на треть больше прежней. Это были публичные обещания мэра Москвы и его заместителя. Видимо, за 4 года в руководстве города об этом забыли. В случае с Еленой Малаховой мы имеем дело с ущемлением прав несовершеннолетнего ребенка, которому власти города ухудшают жилищные условия, тем самым нарушая его права. Интересно узнать мнение по этому поводу городского и российского омбудсмена, кстати», - заявил «НИ» адвокат Станислав Станкевич.

Уполномоченный по правам человека в г.Москве Т. Потяева, кстати, в курсе ситуации, в которой оказалась Елена Малахова с ее малолетним сыном. В распоряжении редакции есть ее ответ от 24 сентября 2020 г. : «Полагаю, что отсутствие в ресурсе Департамента городского имущества Москвы однокомнатных квартир с площадью 23 кв. м и более на цели переселения жителей вашего многоквартирного дома, не исключает возможности предоставления вам жилого помещения с большим количеством комнат и с жилой площадью 23 кв. м и более, либо предоставления равнозначного по жилплощади и количеству комнат жилого помещения в другом районе Москвы при наличии вашего согласия», - пишет омбудсмен.

Вот только вмешательства в решение квартирного вопроса Елены Малаховой после этого не произошло. Общественные деятели разных мастей в этой истории просто отделываются «дружескими советами» и благими пожеланиями. Так, депутат Мосгордумы от Дмитровского района и района Бескудниково Надежда Перфилова, член партии «Единая Россия», предложила Елене Малаховой просто… купить квартиру. «Другой депутат Мосгордумы, журналист Наталья Метлина, член комиссии по градостроительной политике и землепользованию, зачем-то позвонила мне и заявила, что она в курсе моего вопроса и что мне по идее должна быть предоставлена малогабаритная «двушка». Но никакой помощи от известной журналистки, ныне депутата, я так и не получила. А председатель комиссии по градостроительной политике и землепользованию МГД Елена Николаева вообще, видимо, "парит" так высоко, что не соблаговолила ответить на мои письма и обращения, а от общения со мной уклонилась», - рассказала Елена Малахова.

Пока чиновники пишут письма, раздают советы, Елена Малахова с 6-и летним сыном живет одна в расселенном доме, где периодически дают сбой коммуникации. По словам Елены, в доме периодически отключают свет, водоснабжение происходит с перебоями, а отопление дали лишь ближе к середине октября, да и то пока лишь в ее квартире, а не в подъезде.

«До этого мы согревались при помощи газовой плиты. Да, это опасно, а что делать? Было очень холодно. В октябре нам наконец после многочисленных просьб вывели отопление в квартиру. Вокруг дома – ни единого фонаря. Темно и очень страшно. Гулять с ребенком я практически не могу. У нас проходной подъезд, в него постоянно пытаются попасть неизвестные люди. Кто-то взломал щиток со счетчиком электроэнергии, в подъезде разбросаны шприцы – очевидно, наведываются наркоманы, от которых можно ожидать чего угодно. Ночью в подъезд пытались попасть какие-то люди. Пришлось просить Управу врезать замок в подъездную дверь, забивать окна в квартирах первых этажей и на чердаке, чтобы было не так страшно, особенно ребенку», - рассказывает Елена Малахова.

Жить в такой обстановке Елене Малаховой, судя по всему, придется еще долго. 30 сентября Тверской суд Москвы отказал Малаховой Елене Александровне в удовлетворении ее искового заявления о предоставлении жилого помещения не менее установленных законодательством норм в рамках программы реновации. Сначала судья привлекла в качестве соответчиков Департамент городского имущества Москвы, потом правительство Москвы. Но, выслушав доводы сторон и посокрушавшись, в иске отказала.

Вопрос: зачем нужна такая реновация, если она идет вразрез с законом?

У кого-то, вероятно, может создаться впечатление, что Елена Малахова просто несговорчивый, «упёртый» человек, который не способен найти выход из тупика. Это не так. Елена всеми силами пытается найти выход из создавшейся ситуации. Она едва ли не каждую неделю предлагает Фонду реновации и Департаменту городского имущества Москвы различные варианты решения ее жилищного вопроса. Но в ответ слышит только одно: «Вы не имеет права предлагать и выбирать». Складывается впечатление, что все, попавшие под программу реновации, по сути, превращаются в крепостных или заложников оторванной от реальности программы.

«Я прошу чиновников разных уровней: «Разрешите мне пожалуйста докупить недостающие квадратные метры». Но мне отвечают, что я могу купить квартиру только в двух предложенных для переселения домах. «Вы не на базаре, чтобы выбирать квартиру, радуйтесь тому, что вам предлагают», - вот, что я слышу в ответ. Мне твердят, что сейчас есть только однокомнатные квартиры площадью 16 кв. м и только по двум адресам: Бескудниковский бульвар-11 и Бескудниковский бульвар -13. Те, кто туда переехал, жалуются: новоселы вынуждены менять трубы канализации, по стенам пошла плесень. И вот там, в этом доме с недоделками, я почему-то должна покупать квартиру! Почему за свои деньги я должна покупать то, что мне не нравится и не подходит? - возмущается Елена – Не потому ли чиновники так упорствуют, что в квартиры в этих домах никто не хочет въезжать и никто не хочет их покупать?».

При этом Елена была готова даже переселиться за МКАД в квартиру адекватной площади, но ей и в этом отказали. Уж не говоря о том, чтобы переехать в «однушку» площадью 23 квадратных метра в другом районе. «Я наводила справки и знаю, что даже в нашем районе пустуют в новых домах малогабаритные «двушки» по 25 кв.м. На суде неожиданно всплыла информация о том, что квартиры площадью 23 кв.м есть в домах на Мукомольном проезде. Фонд реновации продает такие квартиры», - рассказывает женщина. Когда Елена попросила предоставить ей возможность переселения в такую квартиру, юрист из Департамента городского имущества ответил: «Сейчас каждый из Бескудниково будет просить квартиру ближе к центру. Нет, такой возможности у нас нет».

Действительно, тот факт, что квартиры Елена может купить только в двух определенных домах, где заселившиеся жалуются на недоделки и постоянные поломки, наводит на нехорошие мысли об истинном назначении навязанной москвичам реновации.

Что же делать? Представители департамента городского имущества и Фонда реновации заверяют, что непременно обеспечат к Елену Малахову квартирой нужной площади до …2032 года. Ну, а если ей что-то не нравится – пусть жалуется в прокуратуру. В распоряжении редакции есть несколько заявлений Елены Малаховой в районную Прокуратуру. Вот только ответа оттуда она не получила. Обращалась Елена также на сайт Президента России В.В.Путина, в Совет Федерации, в мэрию, в департамент городского имущества… Эти заявления, имеющиеся в распоряжении «НИ», к сожалению, никакого эффекта не дали. Итогом стали отписки и переадресация в префектуру САО Москвы.

П.С.

Просим считать данную публикацию официальным обращением в Совет по развитию гражданского общества и правам человека при президенте РФ, в аппарат уполномоченного по правам ребенка РФ, а также в комитет Госдумы по транспорту и строительству.

#Обман #Реновация #Новости #Город #Строительство #Снос пятиэтажек
Подпишитесь