Успешное развитие территорий Крайнего Севера осложняется не только экстремальными климатическими условиями, но и тяжелой экономической наследственностью эпохи Приватизации, прокатившейся по просторам России в так называемые «лихие девяностые». Взять, к примеру, Норильск. Почти 200 тыс. жителей города стали заложниками не только низких температур, но и целого ансамбля естественных монополий, куда, например, входят ГМК «Норникель» и аэропорт «Норильск». Этим двум родственным компаниям закон позволяет быть монополистами (так исторически сложилось) и накладывает на них ряд социальных обязательств.
Есть еще и третья компания – авиакомпания «НордСтар», также входящая в группу компаний «Норникеля». Этот авиаперевозчик является основным в регионе: в 2017 году, например, 64% потока авиапассажиров через аэропорт «Норильск» пришлось именно на «НордСтар». Однако в настоящее время социальные обязательства «НордСтара» в части обеспечения населения доступными авиатарифами – это инициатива самого авиаперевозчика. Конечно, говорить о «доброте» авиакомпании не приходится, поскольку авиасообщение для Норильска является безальтернативными, и свою прибыль «НордСтар» всё равно получит.
Однако ситуация, когда и аэропорт, и основная региональная авиакомпания входят в одну группу компаний, контролируемых «Норникелем», требует особого правового регулирования. Транспортная доступность для норильчан – социальная ответственность и государства, и крупного бизнеса. Это понимают все. И понимание это в феврале 2018 года оформилось в виде письма красноярского губернатора Александра Усса на имя президента РФ Владимира Путина. В письме губернатор Усс просил президента установить особый режим правового регулирования для сотрудничества «НордСтара» и аэропорта «Норильск». Мотивировка – бесперебойное обеспечение ависообщения Норильска с «большой землей».
Президент Путин услышал просьбу губернатора Усса. В июне 2018 года президент поручил правительству провести работу по внесению изменений в ФЗ «О защите конкуренции», а также работу по заключению соглашения между Росавиацией, Красноярским краем, «НордСтаром» и аэропортом «Норильск». Оформлял поручение главы государства первый вице-премьер Андрей Белоусов (на тот момент он являлся помощником президента по экономическим вопросам).
Экономическая суть соглашения следующая. «НордСтар» признается базовым авиаперевозчиком аэропорта «Норильск» и получает некоторые преференции при обслуживании авиапарка и формировании рейсовых слотов. В обмен на эти преференции авикомпания обязуется сохранять плоские тарифы и гарантирует объем и условия оказания транспортных услуг вне зависимости от загрузки воздушных судов (фактор сезонности). Индексироваться плоские тарифы могут не чаще одного раза в год, не более чем на фактический уровень инфляции прошлого года. Устанавливается соглашением и ответственность «НордСтара» за невыполнение своих обязательств.
Правительство РФ выполнило свою часть президентского поручения. В июле 2019 года были внесены инициированные кабмином изменения в ФЗ «О защите конкуренции», а в декабре 2019 года были подписаны необходимые правительственные акты, касающиеся регулирования деятельности естественных монополий.
Таким образом, в реализации просьбы губернатора Александра Усса, направленной на имя президента Владимира Путина, остался последний завершающий этап: это заключение соглашения между правительтством Красноярского края, Росавиацией, «НордСтаром» и аэропортом «Норильск». Казалось бы, в цепочке согласований со стороны правительства Красноярского края проволочек и затягиваний процесса уж точно быть не должно (ведь весь проект изначально губернаторский), однако не тут-то было.
В конце декабря 2019 года авиакомпания «НордСтар» направила в правительство Красноярского края проект соглашения об осуществлении деятельности в сфере перевозок пассажиров воздушным транспортом по маршрутам, по которым пунктом отправления или пунктом назначения выступает Аэропорт «Норильск».
Правительство Красноярского края направило авиакомпании ряд замечаний на проект соглашения, и уже в феврале 2020 года «НордСтар» внесла эти правки и замечания в проект соглашения.
Весной 2020 года в России началась пандемия коронавируса, которая, судя по всему, целиком и полностью парализовала работу аппарата правительства Красноярского края. Во всяком случае работа по соглашению с «НордАвиа» застопорилась наглухо. Минтранс РФ дважды посылал запросы в правительство Красноярская, пытаясь выяснить судьбу проекта соглашения.
И только в октябре 2020 года Росавиация удостоилась ответа. Председатель правительства Красноярского края Юрий Лапшин сообщил, что ввиду распространения на территории Красноярского края коронавирусной инфекции значительно изменился спрос на пассажирские перевозки воздушным транспортом. В этой связи необходимо определить корректные значения параметров проекта соглашения в виде гарантированных объемов перевозок, соответствующих показателям спроса и пассажиропотока. Также Юрий Лапшин пообещал, что работа по согласованию проекта соглашения со стороны Красноярского края будет продолжена после нормализации санитарно-эпидемиологической обстановки в регионе.
Примечательно, что в проекте соглашения краевым правительством контролируется уровень базовых тарифов на услуги внутренних региональных и местных воздушных перевозок. Правительство, по согласованному же им проекту, не определяет значения параметров гарантированного объема перевозок в аэропорту «Норильск».
Также вызывает немалое неудомение тот факт, что аппаратная работа по согласованию документов (работа, безусловно, героическая и социально важная) поставлена в зависимость от сроков нормализации эпидемиологической обстановки. То есть: любое текущее бездействие чиновники пытаются оправдать распространением коронавирусной инфекции. Когда же состоится нормализация эпидемиологической обстановки? В 2021-м или 2022-м году? Удобное и долгое оправдание.
Вырисовывается весьма парадоксальная картина: Красноярский край затягивает исполнение поручений Президента РФ, которые сам же Красноярский Край и инициировал. Поле чудес в чистом виде.