Звериный рай: как домашние животные превратились в членов семьи

28 октября 2020, 22:16
Английский археолог изучил надгробия домашних животных, чтобы понять эволюцию отношений людей к своим четвероногим питомцам

Ирина Зиганшина

Об этом необычном исследовании рассказывают сайты Science и LiveScience.

История сохранила немало примеров нежного отношения людей к своим животным. В местах древних стоянок эпохи палеолита обнаруживаются могилы, в которых люди похоронены вместе с собаками. Александр Македонский назвал в честь своего коня Буцефала город, а Кир «убивал» реку, в которой утонул его конь… К концу XIX века в мире стали появляться первые кладбища домашних животных – места, где владельцы домашних животным могли увековечить свою любовь к ним. В 1881 году такое место возникло в лондонском Гайд-парке. В 1896 году – в Нью-Йорке: Хартсдейлское кладбище домашних животных, где даже есть свой крематорий, – место последнего упокоения более 80 000 собак, кошек, черепашек, морских свинок и хомяков.

Преподаватель истории археологии из Ньюкаслского университета (Великобритания) Эрик Туриньи, чья новая работа появилась в журнале Archeology, много лет посвятил изучению кладбищ домашних животных. Туриньи интересовал вопрос: могут ли надписи на надгробьях показать, как на протяжении столетия с лишним менялось отношение людей к своим питомцам?

В общей сложности Туриньи исследовал 1169 надгробий на четырех крупнейших британских кладбищах домашних животных, могилы на которых датировались 1881-1993 годами, проведя первый в истории систематический анализ сохранившейся там письменности и символики. Само по себе распространение таких кладбищ знаменует поворотный момент в наших отношениях с питомцами. Прежде хозяева животных после их смерти выбрасывали тела в реку или на помойку, продавали их на шкуру или на мясо. В лучшем случае – хоронили их на задних дворах. Никому не приходила в голову мысль о возможности существования специального общественного кладбища. Сдвиг в настроениях, сделавший это возможным, Туриньи приписывает Чарльзу Дарвину и другим научным светилам XIX века, показавшим, что животные во многом родственны людям.

Первые надгробия домашних животных, как правило, лаконичны: только имя питомца и дата. «Милый Пушок». Или так – «Мод. Старый друг». Серьезные изменения в надписях появились после Второй Мировой: безутешные владельцы все чаще обозначаются на надгробных плитах как «мама» или «папа». «Здесь лежит моя дорогая Пикси, маленький ангел мамы», – гласит надпись на могиле 1976 года. Все чаще животных именуют фамилиями хозяев: Блаффи (Пушок) превращается в Блаффи Смита.

Если до 1910 года лишь три надгробия (менее 1%) называли домашнее животное членом семьи, то после Второй Мировой таких стало почти 20%. У 11% животных появились фамилии. Еще одно изменение – чем дальше в XX век, тем больше могил кошек.

Чем ближе к нашему времени, тем больше владельцев, выражающих надежду на то, что они воссоединятся со своими любимцами в ином мире. На могилах появляются христианские кресты и еврейские Звезды Давида, показатель того, что домашние животные, по мысли их хозяев, также обладают бессмертными душами. «Если бы я мог поверить, что мы встретимся снова, мне было бы не так больно», – гласит надпись на надгробии 1900 года в Гайд-парке, где похоронена собака Грит. Судя по печальному тону, владелец вовсе не уверен в этой возможности. «Благослови тебя Господь, пока мы не встретимся снова», – куда как оптимистичнее заявляется на могиле «храброго маленького кота» по имени Дэнни, похороненного в 1952-м. Если до 1910 года только шесть надгробий (около 1%) имели религиозный символ либо намек на небеса, то после Второй Мировой их уже 104 (почти 20%).

Выражение сильных эмоций по поводу смерти домашнего животного в настоящее время считается более социально приемлемым, чем это было в XIX веке, однако потерявшие любимца все еще могут чувствовать себя некомфортно или стыдиться публично делиться своими чувствами. Кладбища домашних животных дают им такую возможность. «Я часто встречал людей, гуляющих среди надгробий и останавливающихся у могил животных, которых никогда не встречали, – говорит Туриньи. – Кладбища домашних животных – это место не только для тех, кто похоронил там кого-то, но и для тех, кто в сейчас живет с любимым домашним животным».

Последние надписи, собранные Туриньи, относятся к началу 1990-х: в это время на кладбищах, которые он изучал, закончилось место, и новые захоронения прекратились. Однако эмоциональная связь людей с их собаками и кошками не стала слабее. В Нью-Йорке, например, с 2016 года домашних животных разрешено хоронить вместе с их владельцами на человеческих кладбищах. Сообщая тогда об этом, губернатор штата Эндрю Куомо сказал: «Четвероногие друзья – члены семьи для многих жителей Нью-Йорка. Кто мы такие, чтобы возражать, если чье-то последнее желание – разделить вечность с ними?»

#История #Игорь Зотов #Аналитика #Англия #Кладбища #Домашние животные
Подпишитесь